Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июля 2006 г. N А44-315/2006-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корпусовой О.А., Шевченко А.В., при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области Кузнецовой Т.Н. (доверенность от 26.02.06 N 03-02/5621), Никуличевой О.А. (доверенность от 14.06.06 N 03-02/24425),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22.03.2006 по делу N А44-315/2006-15 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области (далее - налоговая инспекция) от 07.12.2005 N 431.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Судом признано незаконным решение налогового органа в части начисления 400 руб. налога с владельцев транспортных средств, 4 350 руб. транспортного налога, соответствующих пеней и налоговых санкций, а также начисления штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 2 108 руб. и 9 475 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В части взыскания с Общества 10 927 руб. налоговых санкций производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт в части удовлетворения заявленных требований о признании незаконным оспариваемого решения о привлечении Общества к налоговой ответственности за непредставление налоговых деклараций по транспортному налогу за 1, 2 и 3 кварталы 2003 года по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 9 475 руб. и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе
Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке. На основании пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, о чем составлен акт от 15.11.2005 N 118.
По результатам проверки с учетом представленных заявителем возражений по акту вынесено решение от 07.12.2005 N 431 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и доначислении налогов с соответствующими пенями.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Областного закона от 20.11.2002 N 87-03" следует читать "Областного закона от 22.11.2002 N 87-03"
В ходе проверки налоговым органом установлено, что Обществом в нарушение пункта 2 статьи 10 Областного закона от 20.11.2002 N 87-03 "О транспортном налоге" (далее - Областной закон N 87-03) не представлены налоговые декларации по транспортному налогу за 1, 2 и 3 кварталы 2003 года. Налоговая декларация по транспортному налогу за 2003 год представлена налогоплательщиком 15.01.2004. В связи с этим налоговая инспекция привлекла Общество к ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 9 475 руб.
Суд первой инстанции, отказывая налоговой инспекции во взыскании с налогоплательщика налоговой санкции, указал, что отчетность, представляемая им по итогам отчетных периодов по транспортному налогу, не является налоговой декларацией, поэтому за нарушение срока ее представления не применяется ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными. Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ введена в действие с 01.01.2003 глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации "Транспортный налог".
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
По статье 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Порядок уплаты транспортного налога в Новгородской области установлен статьей 10 Областного закона N 87-03 в следующем порядке:
уплата налога (авансовых платежей) налогоплательщиками производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные названным областным законом, путем перечисления денежных средств на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Новгородской области по реквизитам в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (пункт 1);
для налогоплательщиков, являющихся организациями, установлены отчетные периоды - первый, второй и третий кварталы календарного года (пункт 2);
организации, независимо от наличия у них обязанностей по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, обязаны по истечении отчетных периодов - в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по окончании налогового периода - в срок не позднее 15 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (пункт 3);
сумма авансового платежа, подлежащая уплате организациями за отчетный период, определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа месяцев в отчетном периоде, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к 12 (число календарных месяцев в налоговом периоде) (пункт 4);
суммы авансовых платежей по налогу, уплаченные в течение налогового периода, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода (пункт 6).
Таким образом, несмотря на то что в Областном законе N 87-03, принятом в соответствии с положениями главы 28 НК РФ, понятия "расчет" и "декларация" не разделяются, речь в нем идет о разных формах отчетности. В данном случае, как правильно указал суд, налоговой декларацией по смыслу статей 80 и 119 НК РФ признается только та, которая должна быть представлена в срок не позднее 15 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации за 1, 2 и 3 кварталы 2003 года являются расчетами авансовых платежей.
Так как расчет авансовых платежей по транспортному налогу не является налоговой декларацией, за непредставление в срок этого расчета не применяется ответственность, установленная статьей 119 НК РФ.
Таким образом, решение суда в обжалуемой части соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 22.03.2006 по делу N А44-315/2006-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2006 г. N А44-315/2006-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника