Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 августа 2006 г. N А42-13749/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Блиновой Л.В.,
рассмотрев 02.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2006 по делу N А42-13749/2005 (судья Варфоломеев С.Б.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Юридико-консультационная фирма "Содействие" (далее - общество) 50 руб. налоговых санкций по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 06.04.2006 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 06.04.2006 и удовлетворить требования заявителя.
По мнению подателя жалобы, инспекция обоснованно применила к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, нормы налогового законодательства.
Представители сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что не не может служить препятствием для судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 15.06.2005 представило в инспекцию декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2004 год (л.д. 9-12).
По итогам камеральной проверки декларации инспекция составила уведомление от 22.07.2005 N 309 и вынесла решение от 28.07.2005 N 351 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ ответственности в виде взыскания 50 руб. штрафа за нарушение срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год.
На основании данного решения налоговый орган направил обществу требование от 28.07.2005 N 346 о добровольной уплате налоговой санкции в до 07.08.2005.
Поскольку общество в установленный срок не исполнило требование Инспекции, налоговый орган направил в арбитражный суд настоящее заявление о принудительном взыскании названной суммы штрафа.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что общество как страхователь не может являться субъектом налогового правонарушения.
Кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт правомерным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность страхователей представлять в налоговый орган декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование законодательством о налогах и сборах не установлена. Такая обязанность страхователей предусмотрена пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ. В соответствии с этой нормой, а также пунктом 1 статьи 23 названного Закона страхователи обязаны представлять декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (годом), по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 167-ФЗ названный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания для возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 28-О и N 30-О отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Таким образом, нарушение страхователем срока представления декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, установленного не налоговым законодательством, а специальным законом, регулирующим отношения в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, не может рассматриваться как налоговое правонарушение.
Суд правомерно указал, что ответственность за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 126 НК РФ установлена именно для налогоплательщика. Применение данной нормы Кодекса к страхователям за нарушение срока представления документа является ошибочным.
Кроме того, ответственность, установленная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, применяется лишь за непредставление документов, предусмотренных самим Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах.
Тот факт, что в силу статьи 25 Закона N 167-ФЗ на налоговые органы возложены обязанности по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сам по себе не свидетельствует о возможности применения налоговой ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Данный вывод суда согласуется с рекомендациями Президиума Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 8 информационного письма от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога".
Кроме того, факт нарушения срока представления декларации по налоговому законодательству является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ, а не пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Таким образом, суд сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для применения к обществу ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, и вынес законное и обоснованное решение.
Ввиду изложенного жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2006 по делу N А42-13749/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.В. Блинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2006 г. N А42-13749/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника