Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 августа 2006 г. N А56-28050/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Кирейковой Г.Г., Шпачевой Т.В.,
при участии: от Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Санкт-Петербургу - Пыжьяновой М.С. (доверенность от 10.01.2006); от общества с ограниченной ответственностью "Аргус" - генерального директора Семенова А.Ю. (протокол собрания от 16.01.2006),
рассмотрев 15.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 02.05.2006 по делу N А56-28050/2005 (судьи Петренко Т.И., Горбачева О.В., Протас Н.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аргус" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.06.2006 N 117 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 06.12.2005 (судья Никитушева М.Г.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 02.05.2006 решение отменено. Оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционного суда, указывая на ошибочность выводов об отсутствии в действиях Общества нарушений порядка ведения кассовых операций, за которые статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, которую представитель Общества просил оставить без удовлетворения.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Инспекции в принадлежащей Обществу типографии, расположенной в доме 28 по улице Пушкинской в городе Пушкине, проведена проверка на предмет соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
В ходе проверки выявлено, что за период с 08.04.2005 по 03.05.2005 Обществом было допущено накопление денежной наличности сверх установленного лимита, в нарушение решения Банка от 11.01.2005 сверхлимитные денежные средства в Банк не сдавались.
Результаты проверки отражены в акте от 08.06.2006 N 275 (л.д. 5). По итогам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 08.06.2005 N 106 (л.д. 39).
На основании данного протокола и материалов проверки Инспекцией принято постановление от 15.06.2006 N 117 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ и взыскании штрафа в размере 40 000 за нарушение порядка работы с денежной наличностью.
Названное постановление оспорено Обществом в арбитражном суде.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава инкриминируемого административного правонарушения, выразившегося в накоплении в кассе наличных денежных средств сверх установленного лимита.
В ходе пересмотра дела в апелляционном порядке решение суда первой инстанции отменено.
В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ объективную сторону данного административного правонарушения составляет нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В оспариваемом постановлении указано, что Обществом нарушены требования пунктов 5, 6, 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка и пункту 2.5 Положения Центрального банка Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (далее - Положение), предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий.
В силу пункта 6 Порядка и пункта 2.6 Положения предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками.
В соответствии с пунктом 7 Порядка и пунктом 2.7 Положения предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что порядок и сроки сдачи в банк сверхлимитной денежной наличности устанавливаются на основании соглашений между организациями и обслуживающими банками.
В пункте 2.4 Положения указано, что порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
Для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, может устанавливаться срок сдачи денежной наличности - на следующий день после ее поступления.
Согласно решению Пушкинского отделения ОСБ 2009 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (обслуживающего банка) от 11.01.2005, при образовании сверхлимитного остатка выручка сдается Обществом в кассу банка до 12.00 час. Лимит остатка кассы установлен в сумме 6000 руб. При этом разрешается расходование выручки на оплату труда, командировочные расходы, на покупку канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря, (том 1, л.д. 12).
Как установлено апелляционным судом на основании материалов дела: расходных и приходных кассовых ордеров, кассовой книги, обозреваемой судом в ходе рассмотрения дела, других документов, сдача выручки производилась Обществом на следующий день после ее поступления, сроки хранения в кассе сверхлимитных средств были соблюдены.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с апелляционным судом в том, что вывод Инспекции о накоплении Обществом в кассе сверхлимитных наличных денежных средств является ошибочным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что отсутствуют основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 02.05.2006 по делу N А56-28050/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2006 г. N А56-28050/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника