Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лепской К.И. гражданское дело N 2-1913/2022 по исковому заявлению С.Ю.С. к ИФНС России по городу Мурманску о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе С.Ю.С. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 20 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 13 июля 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.Ю.С. обратилась в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску (далее - ИФНС России по г. Мурманску, Инспекция) о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что с февраля 2017 г. по настоящее время проходит государственную гражданскую службу в ИНФС России по г. Мурманску, с 10 сентября 2018 г. по настоящее время является главным государственным инспектором отдела выездных проверок N2.
При оформлении с ней трудовых отношений в феврале 2017 г. представителем нанимателя был учтен стаж работы в Инспекции с 1995 г. по 2001 год и установлена выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет по гражданской службе 15% от оклада.
Иные периоды работы, связанные с профессиональной бухгалтерской деятельностью, не были учтены, что повлекло нарушение права на получение заработной платы в установленном законом размере с учетом ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 20% и лишения права на дополнительные два дня ежегодного оплачиваемого отпуска.
22 ноября 2021 г. ответчиком был издан приказ о назначении надбавки в размере 20%. В приложении N 1 к приказу указан период ее работы бухгалтером в ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" с 06 ноября 2001 г. по 05 ноября 2006 г, приказом от 16 декабря 2021 г. с 02 декабря 2021 г. ей назначена надбавка в размере 30%, однако в удовлетворении ее требований о выплате денежных средств и учете двух дней дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска отказано, поскольку выплата носит заявительный характер.
Уточнив исковые требования, истец просила суд взыскать с ИФНС России по г. Мурманску в свою пользу сумму недоплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет за период с апреля 2017 г. по 2021 год в размере 32 997 рублей 69 копеек, сумму недоплаты всех иных выплат материального стимулирования за период с 2017 г. по 2021 год в размере 42 860 рублей, проценты за задержку выплаты спорных сумм за период с 04 декабря 2021 г. по 01 апреля 2022 г. в размере 6809 рублей 49 копеек, денежную компенсацию морального вреда в общем размере 30 000 рублей за невыплату зарплаты в полном объеме, учесть 10 дополнительных дней оплачиваемого отпуска, неоднократные отказы рассмотреть трудовой спор в порядке главы 19 Федерального закона 79-ФЗ, а также обязать ответчика произвести расчет и выплатить проценты в размере не ниже одной сто пятидесятой, действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная с 02 апреля 2022 г. и по день фактического расчета включительно, в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ признать за ней право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью 10 дополнительных дней оплачиваемого отпуска (2 дня отпуска за каждый 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 год).
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 20 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 13 июля 2022 года, исковые требования С.Ю.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе С.Ю.С. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции явилась представитель УФНС России по Мурманской области - Турзинова Т.С, действующая по доверенности от 29.08.2022 г. N 26, диплом ВСА 0172525.
Остальные участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя УФНС России по Мурманской области - Турзинову Т.С, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа от 16.02.2017 N15-07/060 С.Ю.С. проходит государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Мурманску, была принята на должность специалиста 1 разряда отдела выездных проверок N2 с испытательным сроком на 6 месяцев, с 24.03.2017 по 09.09.2018 - заместитель начальника отдела выездных проверок N2; с 10.09.2018 по настоящее время - главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок N2.
Приказом начальника Инспекции от 20.02.2017 N15-07/068 на основании протокола от 20.02.2017 N3 заседания комиссии по исчислению стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, и трудовой книжки С.Ю.С. зачтен стаж государственной гражданской службы за период работы на государственной должности государственного налогового инспектора в Инспекции по г. Мурманску Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Мурманской области с 20 мая 1996 г. по 03 августа 2001 г. и установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 15% с 16 февраля 2017 г.
В связи с изданием указанного приказа внесены изменения в служебный контракт, что подтверждается дополнительным соглашением N1 от 20 февраля 2017 г.
С приказом от 20 февраля 2017 г. N15-07/068 и дополнительным соглашением от 20 июля 2017 г. С.Ю.С. была ознакомлена, о чем свидетельствует её личная подпись.
18 ноября 2021 г. С.Ю.С. обратилась с заявлением о зачете иных периодов работы на должностях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего.
22 ноября 2021 г. комиссией принято решение об удовлетворении заявления и включении в стаж периода работы с 06 ноября 2001 г. по 05 ноября 2006 г. в должности бухгалтера в ОАО "Пивоваренная компания Балтика".
Приказом начальника Инспекции от 22 ноября 2021 г. N15-07/382 С.Ю.С. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, в связи с изменением стажа работы с 20 ноября 2021 г. в размере 20%.
С указанным приказом, а также дополнительным соглашением N4 от 22 ноября 2021 г. к служебному контракту от 24 марта 2017 г. N1623 истец ознакомлена.
Приказом N 15-07/409 от 16 декабря 2021 г. истцу установлен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в связи с изменением стажа работы государственным гражданским служащим 30% с 02 декабря 2021 г.
Суд первой инстанции, разрешая по существу заявленный спор, исследовав материалы дела и все представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации", исходя из того, что включение периода замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации в стаж государственной гражданской службы относится к компетенции представителя нанимателя, носит заявительный характер и не носит безусловный характер, факт своевременного обращения за включением указанного периода в ходе судебного разбирательства не установлен, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся, в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; в размерах: при стаже гражданской службы от 1 г. до 5 лет - 10%; от 5 до 10 лет - 15%; от 10 до 15 лет - 20%; свыше 15 лет - 30% (части 2, 5 статьи 50).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:
1) при стаже гражданской службы от 1 до 5 лет - 1 календарный день;
2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;
3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;
4) при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных
дней.
Частью 1 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что в стаж (общую продолжительность) гражданской службы включаются периоды замещения: должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; государственных должностей; муниципальных должностей; должностей муниципальной службы; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж гражданской службы для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом Российской Федерации, иные периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации (часть 2).
Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, а также Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации утверждены Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N1532.
Данный перечень содержит периоды службы и иные периоды замещения должностей, подлежащие включению в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в безусловном порядке.
В соответствии с пунктом 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N1532, в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Вместе с тем, указанным Порядком не определена процедура включения в стаж иных периодов работы, опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности государственной службы.
В связи с чем, Федеральной налоговой службой РФ разработан такой порядок, оформленный письмом от 26 июля 2011 г. N4-3-22/0108@.
Согласно указанному Письму работникам ФНС России, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях, организациях (далее - иные периоды), опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности в соответствии с пунктом 4 Положения об исчислении стажа. Периоды работы в указанных должностях не должны превышать пять лет (пункт 7).
Надбавка к должностному окладу за выслугу лет исчисляется и выплачивается ежемесячно с даты возникновения права на надбавку - даты назначения на должность.
Основанием для выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет является приказ руководителя (начальника) соответствующего налогового органа (пункт 8).
Для включения иных периодов работы (службы) в стаж гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим в центральном аппарате и территориальных органах ФНС России создаются комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет (далее - Комиссия).
Включение иных периодов в трудовой стаж работников ФНС России, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет возлагается на вышеназванную Комиссию (пункт 9).
Для решения вопроса о включении государственному гражданскому служащему в стаж гражданской службы иных периодов работы в Комиссию представляются следующие документы:
а) заявление государственного гражданского служащего с просьбой о зачете периода замещения должностей, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего;
б) мотивированное ходатайство руководителя соответствующего структурного подразделения налогового органа;
в) копия должностного регламента государственного гражданского служащего;
д) копия трудовой книжки;
е) копия военного билета (при наличии стажа военной службы);
ж) справка о стаже государственной гражданской службы.
Заявление государственного гражданского служащего принимается
Комиссией к рассмотрению по окончанию испытательного срока, установленного ему при назначении на гражданскую службу. Форма заявления приведена в приложении N1 (пункт 13).
Комиссия рассматривает вышеперечисленные документы, оформляет протоколом рекомендации по результатам их рассмотрения и готовит проект приказа о зачете в стаж гражданской службы периодов замещения должностей, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего.
Решение Комиссии доводится до сведения государственных гражданских служащих приказом руководителя (начальника) налогового органа (пункт 14).
Установление и выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с учетом иных периодов работы производится с даты подписания приказа (пункт 15).
Вышеприведенные нормы материального права судебными инстанциями применены правильно, юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объеме, оценка представленным доказательствам дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, нижестоящие суды обоснованно пришли к выводу о том, что истец не имеет права на безусловное включение спорных периодов в стаж государственной службы, поскольку правом на принятие такого решения по результатам оценки соответствия спорных периодов требованиям п. 4 Указа Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1532 обладает работодатель.
Соответственно, включение периода в стаж государственной службы является правом для работодателя, а не обязанностью, поскольку для рассмотрения такого вопроса необходимо обращение работника с заявлением, форма которого предусматривает указание характера деятельности, род занятий, обязанностей, выполнявшихся в должности, стаж в которой государственный гражданский служащий просит зачесть, и комплектом документов, перечисленных выше, которые будут предметом оценки комиссии.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы, вывод нижестоящих судов о том, права истца не нарушены, поскольку с таким заявлением она обратилась 18 ноября 2021 г, является правомерным.
Фактически все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 20 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 13 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.Ю.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.