Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Григорян Г.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службе Пенсионного фонда Российской Федерации в Трубчевском районе о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 июля 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Григорян Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службе Пенсионного фонда Российской Федерации в Трубчевском районе о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 26 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Григорян Г.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 июля 2022 года решение Трубчевского районного суда Брянской области от 26 апреля 2022 года отменено. Принято новое решение, которым признан незаконным отказ Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службы Пенсионного фонда Российской Федерации в Трубчевском районе в назначении Григорян Г.В. досрочной страховой пенсии по старости, Григорян Г.В. назначена досрочная страховая пенсия по старости с 22 декабря 2021 года.
В поданной кассационной жалобе представителем Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области Соболь И.И. ставится вопрос об отмене апелляционного определения ввиду нарушения и неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09 сентября 2021 года Григорян Г.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области с заявлением о назначении ей пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, как лицу, проживавшему в зоне с льготным социально-экономическим статусом в "адрес" с 30 апреля 1986 года по 08 мая 1986 года, и находившейся в указанный период в родильном отделении Трубчевской центральной районной больницы.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области от 28 декабря 2021 года N Григорян Г.В. отказано в назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, поскольку по имеющимся документам невозможно установить период ее постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно распоряжению Совета Министров Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N 557-р г.Трубчевск отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N г.Трубчевск исключен из перечня населенных пунктов, находящихся в границах проживания с льготным социально-экономическим статусом, начиная с 01 февраля 1998 года.
В соответствии со справкой ГБУЗ "Трубчевская центральная районная больница", выданной на основании журнала поступлений беременных и рожениц, Григорян Г.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: "адрес", ДД.ММ.ГГГГ в 04 час. 15 мин. поступила в родильный дом, ДД.ММ.ГГГГ родила "данные изъяты" весом N грамм, ДД.ММ.ГГГГ выписана из родильного дома.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что родильное отделение Трубчевской центральной районной больницы не являлось местом жительства Григорян Г.В. применительно к положениям Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, не представлено.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что в период с 30 апреля 1986 года по 08 мая 1986 года истец пребывала на территории с льготным социально-экономическим статусом, полагал требования Григорян Г.В. о признании за ней права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на один год в соответствии с примечанием к статье 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" подлежащими удовлетворению.
При этом отметил, что отсутствие регистрации истца в названный период в г.Трубчевске не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку законодатель право на снижение пенсионного возраста связывает не с фактом формальной регистрации гражданина, а с фактом получения им той или иной степени негативного воздействия на организм человека радиационного облучения, пришел к выводу о наличии у Григорян Г.В. права на досрочную страховую пенсию с учетом снижения пенсионного возраста на один год при достижении 54 лет.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставил отдельным категориям граждан, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В разделе IV Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определилособенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статья 34 названного Закона предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с разъяснениями от 19 апреля 2000 года N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Министерства труда и социального развития Российской Федерации, утвержденными постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 года N 33, пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31-37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 года, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 года) по 30 июня 1986 года независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Из содержания Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-О следует, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории.
Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства гражданина понимается жилой дом квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда, либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом пребывания гражданина признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Лечебное учреждение, в котором гражданин находится в целях получения квалифицированной медицинской помощи, не является его местом жительства. Применительно к понятиям вышеприведенного Закона лечебное учреждение являются местом временно пребывания гражданина независимо от периода такого пребывания, в связи с чем лечебное учреждение не может рассматриваться как место жительства лица, находящегося в учреждении.
Пенсия, предусмотренная Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и страховая пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не являются идентичными.
С учетом оснований и предмета заявленных требований, обстоятельством, имеющим значения для дела, являлось установление постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, поскольку право на снижение пенсионного возраста предоставлено только лицам при условии постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения.
В связи с тем, что для снижения пенсионного возраста по заявленному истцом основанию необходим факт постоянного проживания на загрязненной территории на 26 апреля 1986 года либо на другую дату, но не позднее 30 июня 1986 года, выводы суда апелляционной инстанции о наличии у истца права на первоначальную величину снижения пенсионного возраста на 1 год по причине нахождения на лечении в населенном пункте, находящемся в зоне с льготным социально-экономическим статусом, постановлены без учета приведенных выше норм права и установления значимых по делу обстоятельств.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 июля 2022 года нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 июля 2022 года отменить.
Направить гражданское дело на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.