Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-662/2022 по иску Кулакова Виктора Николаевича к муниципальному казенному учреждению "Расчетный центр города Каменска-Уральского" об установлении нормативов в пределах фактических расходов на оплату потребленной электрической энергии, возложении обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на оплату электроэнергии, по кассационной жалобе Кулакова Виктора Николаевича на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Кулакова В.Н, настаивавшего на доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кулаков В.Н. обратился с иском к муниципальному казенному учреждению "Расчетный центр города Каменска-Уральского" (далее по тексту - МКУ "Расчетный центр города Каменска-Уральского") о возложении на ответчика обязанности производить расчет компенсации расходов, понесенных на оплату электроэнергии, исходя из объемов фактического ее потребления; произвести соответствующий расчет размера компенсации и перерасчет компенсации за период с 01 марта 2019 года по настоящее время, о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований Кулаков В.Н. сослался на то, что является Ветераном военной службы. В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет право на льготы, в том числе на компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. На основании постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 689-ПП и постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года N 1556-ПП с 01 февраля 2019 года ему назначена компенсация по категории "ветеран труда". При определении размера компенсации расходов за электроэнергию МКУ "Расчетный центр города Каменска-Уральского" неверно толкует положения пункта 2 постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года N 1556-ПП в части утвержденных норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по электроэнергии, и производит расчет компенсации не исходя из фактического потребления, а в пределах норматива - 55 кВт/час в месяц. Указанное ограничение не подлежит применению, поскольку в его собственности находится индивидуальный жилой дом с газовым отоплением, газовой плитой, центральное отопление отсутствует.
Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 августа 2022 года, Кулакову В.Н. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Кулаков В.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с существенным нарушением норм материального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель МКУ "Расчетный центр города Каменска-Уральского" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика МКУ "Расчетный центр города Каменска-Уральского", представитель третьего лица отраслевого органа администрации г. Каменска-Уральского городского округа по жилищному хозяйству в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Кулакову В.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 03 апреля 2019 года на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по "данные изъяты", общей площадью 62, 2 кв.м. С 2020 года на регистрационном учете в указанном доме состоит только Кулаков В.Н. Дом оборудован газовой плитой, установлено газовое отопление, газовый водонагреватель.
С 01 февраля 2019 года Кулакову В.Н. предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "Ветеран труда" в соответствии со статьей 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" на основании решения отраслевого органа администрации г. Каменска-Уральского от 18 февраля 2019 года, в том числе, компенсация 50% расходов на оплату электроэнергии в пределах фактических расходов на оплату потребленной электрической энергии, но не более 55 киловатт-часов в месяц.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", Порядком назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 689-ПП, исходил из того, что расчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подлежит исчислению в соответствии с действующим правовым регулированием, исходя из установленных нормативов; размер компенсации расходов на оплату потребляемой электроэнергии истцу определен верно, в связи с чем пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Кулакова В.Н. повторяют основания, предъявленного им иска, и сводятся к тому, что установленный в подпункте 2 пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года N 1556-ПП норматив для расчета компенсации на оплату электроэнергии - в пределах фактических расходов на оплату потребленной электроэнергии, но не более 55 киловатт-час, не может применяться к нему, поскольку данный норматив применяется в домах, имеющих центральное или печное отопление, тогда как в его доме установлено индивидуальное газовое отопление; поскольку норматива для домов с индивидуальным газовым отоплением не установлено, истец полагает, что ему должны предоставлять компенсацию расходов на оплату электроэнергии по фактическому потреблению без каких-либо ограничений. Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 1 статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" для ветеранов труда и лиц, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигших возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и (или) возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, настоящим Законом Свердловской области устанавливаются меры социальной поддержки, в том числе компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, в том числе проживающим совместно с ними нетрудоспособным членам их семей, находящимся на полном их содержании или получающим от них помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области, в том числе проживающим совместно с ними нетрудоспособным членам их семей, находящимся на полном их содержании или получающим от них помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию; платы за коммунальные услуги в пределах нормативов, установленных Правительством Свердловской области.
Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 689-ПП (далее по тексту Порядок).
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и (или) возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретшим в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили.
В соответствии с пунктом 23 Порядка при определении размера компенсации расходов гражданам, оплачивающим коммунальные услуги без приборов учета, размер компенсации расходов определяется исходя из норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года N 1556-ПП "О нормах площади жилого помещения и нормативах потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации".
При определении размера компенсации расходов в части оплаты коммунальных услуг гражданам, оплачивающим коммунальные услуги по показаниям приборов учета, нормы и нормативы применяются в случае, если фактические показания приборов учета выше норм и нормативов.
В силу пункта 2 Норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года N 1556-ПП "О нормах площади жилого помещения и нормативах потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации" размер частичной компенсации расходов за электрическую энергию, а также за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, на которую имеют право лица, указанные в пункте 5 Порядка, рассчитывается в пределах следующих нормативов:
1) в пределах фактических расходов на оплату потребленной электрической энергии, но не более 55 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо не более 85 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо не более 1870 киловатт-часов в месяц - в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, не имеющих центрального отопления, - для одиноко проживающих лиц, имеющих право на компенсацию расходов;
2) в пределах фактических расходов на оплату части потребленной электрической энергии, определяемой как частное от деления общего количества потребленной электрической энергии на общее количество членов семьи, но не более 55 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо не более 85 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо не более 1540 киловатт-часов в месяц - в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, не имеющих центрального отопления, - для семей, состоящих из лица, имеющего право на компенсацию расходов, и совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих права на компенсацию расходов.
В случае, если часть потребленной электрической энергии, определенная в соответствии с подпунктом 2 части первой настоящего пункта, составляет менее 55 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо менее 85 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо менее 1540 киловатт-часов в месяц - в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, не имеющих центрального отопления, то при проведении расчетов она увеличивается до 55, 85 или 1540 киловатт-часов в месяц соответственно, но не более фактически потребленной электрической энергии.
Ответчик, предоставляя истцу льготу, относит принадлежащим ему дом к домам с централизованным или печным отоплением. Поскольку из общего смысла нормативного акта под печным отоплением следует понимать индивидуальное (автономное) отопление жилого дома, к которому также относится и газовое индивидуальное отопление, то норматив истцу определен верно.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в возражениях на исковое заявление МКУ "Расчетный центр города Каменска-Уральского" не указана информация о том, что в доме установлен 2-х контурный газовый котел и газовая плита не влечет отмену судебных постановлений, поскольку не влияет на их правильность.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы права, регулирующие порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, применены и истолкованы судом верно.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления. С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кулакова Виктора Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.