Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 августа 2006 г. N А56-3198/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 июля 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Клириковой Т.В., Кузнецовой Н.Г,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Хачикян Н.А. (доверенность от 01.06.2006 N 03-05/06821),
рассмотрев 22.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2006 по делу N А56-3198/2005 (судьи Старовойтова О.Р., Фокина Е.А., Шульга Л.А.),
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 15.09.2004 N 229/04 в части взыскания за счет имущества Предприятия 466 045 руб. 46 коп. пеней за несвоевременную уплату единого социального налога.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 25.07.2005 требования заявителя удовлетворены. Постановлением апелляционного суда от 12.04.2006 решение от 25.07.2005 отменено. Постановление Инспекции от 15.09.2004 N 229/04 признано недействительным в части взыскания за счет имущества Предприятия 92 780 руб. 42 коп. пеней за несвоевременную уплату налогов. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит отменить судебный акт и удовлетворить его заявление.
Инспекция и Предприятие о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации Законность судебного акта проверена исходя из доводов кассационной жалобы с учетом установленных пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением Предприятием обязанности по уплате единого социального налога Инспекция выставила ему требования: от 04.06.2004 N 0412003249 об уплате в срок до 14.06.2004 недоимки по единому социальному налогу в сумме 120 555 руб. и 258 061 руб. 48 коп. пеней и от 26.07.2004 N 0412003249 об уплате в срок до 04.08.2004 недоимки по единому социальному налогу в сумме 8 878 665 руб. 08 коп. и 92 780 руб. 42 коп. пеней.
Неисполнение заявителем в добровольном порядке требований в установленные сроки послужило основанием для принятия налоговым органом решений от 27.07.2004 N 3249, от 05.08.2004 N 3249 и от 10.08.2004 N 4247 об обращении взыскания на денежные средства Предприятия в банках.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика Инспекция вынесла постановление от 15.09.2004 N 229/04 о взыскании недоимок, пеней за счет его имущества.
Посчитав постановление налогового органа незаконным в части взыскания 466 045 руб. 46 коп. пеней, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции согласился с требованиями заявителя, однако апелляционный суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления Инспекции о взыскании 258 061 руб. 48 коп. пеней, указанных в требовании от 04.06.2004 N 0412003249, подтвердив право налогового органа на их принудительное взыскание с Предприятия.
Кассационная инстанция считает, что данный вывод суда сделан с нарушением налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Порядок направления требования об уплате налога установлен статьей 70 НК РФ. Как следует из пункта 1 названной статьи, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа, вынесенным по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением заявителем в установленный срок требования от 04.06.2004 N 0412003249 налоговый орган в порядке статьи 46 НК РФ принял решения от 27.07.2004 N 3249 и от 05.08.2004 N 3249 о взыскании указанных в требовании сумм за счет денежных средств, находящихся на счетах Предприятия. И только после получения сообщений банков об отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика Инспекция выставила постановление от 15.09.2004 N 229/04 о взыскании единого социального налога и пеней за счет его имущества.
Вместе с тем в силу статьи 45 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия инспекцией оспариваемого постановления) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 46 НК РФ указано, что решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.
При этом статьей 47 НК РФ не установлен какого-либо другой срок, отличный от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
Между тем следует иметь в виду, что статьей 47 НК РФ, как и статьей 46 НК РФ, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный статьей 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 НК РФ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 10353/05 указано, что иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.
Поскольку предусмотренный статьей 46 НК РФ 60-дневный срок взыскания указанных в требовании от 04.06.2004 N 0412003249 сумм за счет имущества налогоплательщика на момент вынесения Инспекцией постановления от 15.09.2004 N 229/04 истек, требования Предприятия о признании его частично недействительным подлежат удовлетворению, а постановление апелляционного суда в этой части - отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2006 по делу N А56-3198/2005 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2005, принятое по настоящему делу.
Возвратить Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Пассажиравтотранс" из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2006 г. N А56-3198/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника