Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу Цуренко "данные изъяты" на вступившие в законную силу постановление начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края от 12 апреля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 10 июня 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 21 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица заказчика - начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации города Владивостока Цуренко А.С.
установил:
постановлением начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края N от 12 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 3 июня 2022 года, решением судьи Приморского краевого суда от 21 июля 2022 года должностное лицо заказчика - начальник управления по учету и распределению жилой площади администрации города Владивостока Цуренко А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Цуренко А.С. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы Цуренко А.С, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Согласно подпунктам 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на дату совершения правонарушения) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в редакции, действующей с 1 января 2022 года также установлен запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что одним из правил, которым заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки, является запрет на включение туда требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой города Владивостока проверки соблюдения администрацией города Владивостока законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальным заказчиком - администрацией города Владивостока осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения для формирования муниципального специализированного жилого помещения для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Владивостокского городского округа Приморского края (за исключением села "адрес").
Извещение N о проведении данного аукциона было размещено в единой информационной системе закупок ДД.ММ.ГГГГ, где муниципальным заказчиком определен объект закупки - приобретение благоустроенного жилого помещения для формирования муниципального специализированного жилого помещения для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Владивостокского городского округа Приморского края (за исключением села "адрес").
Пунктом 1.2.4.1 информационной карты электронного аукциона предусмотрено, что описание объекта закупки указано заказчиком в пункте 4 "Технического задания" Том 2 документации об электронном аукционе. Согласно пункту 4.1 Технического задания документации об электронном аукционе (том 2) технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки должны соответствовать приложению N 1 к муниципальному контракту. В приложении N1 к Контракту "Техническое задание" заказчиком определено описание объекта закупки: благоустроенное жилое помещение (далее - квартира) находится в собственности поставщика, либо поставщик имеет нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия поставщика по осуществлению всех действий по продаже (в случае если собственник поручает осуществить все действия по продаже жилого помещения другому физическому или юридическому лицу), а также определены требования, предъявляемые к приобретаемой квартире, которая должна находиться в многоквартирном жилом доме.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании пункта 7 статьи 8 вышеназванного Федерального закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Соответственно, объектом закупки для формирования муниципального специализированного жилого помещения для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, могут выступать благоустроенные жилые помещения, как в виде квартиры, так и в виде жилого дома.
Таким образом, установление муниципальным заказчиком в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки требований о том, что приобретаемым жилым помещением может выступать только квартира, противоречит действующему законодательству и ограничивает количество участников электронного аукциона.
Документация о проведении электронного аукциона, утверждена начальником управления по учету и распределению жилой площади администрации города Владивостока Цуренко А.С.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Цуренко А.С. к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Цуренко А.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, оцененными должностным лицом и судебными инстанциями с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Во исполнение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее нарушение требований Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вывод о наличии события правонарушения и виновности Цуренко А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным.
Вопреки доводам жалобы, положения пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" носят императивный характер и не предусматривают возможность их изменения законодательными и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края", и Закон Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", не содержат каких-либо норм, ограничивающих возможность предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых домов.
Ссылка заявителя о том, что финансовое обеспечение соответствующих государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, при предоставлении которых из бюджета Приморского края определяются условия их использования, является несостоятельной.
Из Соглашения о предоставлении субвенции из краевого бюджета бюджету Владивостокского городского округа на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений в 2021 году от 23 декабря 2020 года N 4-К-2021 субвенция выделялась на приобретение 4 жилых помещений и строительство 2 жилых помещений без указания вида соответствующих жилых помещений (жилой дом, квартира). Изменения, предусматривающие предназначение выделяемой субвенции именно на приобретение и строительство квартир были внесены в вышеназванное соглашение только дополнительным соглашением от 5 октября 2021 года N 3 после выявления факта допущенного нарушения.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Цуренко А.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Цуренко А.С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Цуренко А.С. по правилам, установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере санкции части 4.2 статьи 7.30 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края от 12 апреля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 10 июня 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 21 июля 2022 года, вынесенные в отношении начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации города Владивостока Цуренко "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Цуренко А.С. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.