Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 9 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского района Хабаровского края, действующего в интересах муниципального образования Корсаковское сельское поселение Хабаровского муниципального района Хабаровского края, к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Хабаровского района Хабаровского края, действующий в интересах муниципального образования Корсаковское сельское поселение Хабаровского муниципального района Хабаровского края, обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с исковым заявлением к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация), в котором просил: возложить на Администрацию обязанность принять в собственность муниципального района жилые помещения, расположенные по адресам: "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (зарегистрированы и проживают граждане); "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (зарегистрированы и проживают граждане).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с Законом Хабаровского края от 27 марта 2019 года N 403 "О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края "О Законодательной Думе Хабаровского края" и статью 1 Закона Хабаровского края "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения" (далее - Закон Хабаровского края от 27 марта 2019 года N 403) указанные выше объекты жилого фонда подлежат передаче из муниципальной собственности Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Между тем данные помещения, которые на основании постановлений Администрации от 5 марта 2021 года N 216 и от 16 апреля 2021 года N 445 признаны непригодными для проживания, не были приняты административным ответчиком, что нарушает права и законные интересы сельского поселения.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 1 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 9 июня 2022 года, требования прокурора были удовлетворены: на Администрацию возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять в собственность жилые помещения, расположенные по адресам: "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (зарегистрированы и проживают граждане); "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (граждане не проживают, но зарегистрированы); "адрес" (зарегистрированы и проживают граждане).
Судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
23 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 9 сентября 2022 года через Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального права, а также о принятии по делу нового решения.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2022 года кассационная жалоба Администрации вместе с делом на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передана для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, извещённых о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 1 марта 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 9 июня 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, жилые помещения, расположенные по адресам: "адрес" (кадастровый номер N); "адрес" (кадастровый номер N); "адрес" (кадастровый N); "адрес" (кадастровый N); "адрес" (кадастровый N); "адрес" (кадастровый N); "адрес" (кадастровый N); "адрес" (кадастровый N), - находятся в муниципальной собственности Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района "адрес", что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 37-67).
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
До 1 апреля 2019 года Закон Хабаровского края от 26 ноября 2014 года N 16 "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения" (далее - Закон Хабаровского края от 26 ноября 2014 года N 16) в статье 1 предусматривал, что за сельскими поселениями Хабаровского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части организации снабжения населения топливом), 5, 6, 8, 15, 18, 22, 31, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Законом Хабаровского края от 27 марта 2019 года N 403 в Закон Хабаровского края от 26 ноября 2014 года N 16 с 1 апреля 2019 года были внесены изменения, исключившие из вопросов местного значения сельских поселений Хабаровского края вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 6 и 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Следовательно, с 1 апреля 2019 года обеспечение проживающих в Корсаковском сельском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда данного сельского поселения, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством осуществляет Хабаровский муниципальный район Хабаровского края.
Из содержания пункта 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Федерального закона Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Статьями 34, 35 Устава Хабаровского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29 апреля 2005 года N 53, предусмотрено, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяется уставом муниципального района полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района в интересах населения муниципального района и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Хабаровского края.
По делу установлено, что указанные в административном исковом заявлении жилые помещения после 1 апреля 2019 года из муниципальной собственности Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края не переданы в связи с отказом Администрации принять их в муниципальную собственность района.
Внесённое прокурором района по данному факту главе Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО4 в порядке статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление от 16 декабря 2020 года N об устранении нарушений законодательства Российской Федерации фактически исполнено не было.
В то же время, постановлениями Администрации от 5 марта 2021 года N и от 16 апреля 2021 года N жилые помещения, расположенные по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес" "адрес"; "адрес", - признаны непригодными для проживания, без установления порядка и сроков предоставления проживающим в них гражданам других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 года N 16, Закона Хабаровского края от 27 марта 2019 года N 403, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что непринятие Администрацией в муниципальную собственность района указанных выше жилых помещений влечёт неосуществление в отношении данного жилищного фонда полномочий, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, а также нарушение прав граждан, проживающих в соответствующих жилых помещениях, на их расселение в связи с признанием таких помещений непригодными для проживания; техническое состояние спорного жилого фонда не может являться основанием к отказу принять его в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суды верно указали, что передача в соответствии с краевым законом Хабаровскому муниципальному району Хабаровского края полномочий сельских поселений, входящих в его состав, по вопросу, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, влечёт за собой, исходя из буквального толкования положений статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, обязанность для органов местного самоуправления муниципального района принять в собственность муниципального района муниципальный жилищный фонд, ранее находившийся в муниципальной собственности Корсаковского сельского поселения.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В данном случае соответствующие полномочия наймодателя должны осуществляться органами местного самоуправления Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Вместе с тем неверный выбор судами вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения дела незаконного и необоснованного решения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они воспроизводят позицию административного ответчика, которая была отвергнута судами нижестоящих инстанций, как основанная на неверном толковании положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Таким образом, предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 9 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.