Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 сентября 2006 г. N А05-18159/2005-33
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 29.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.04.2006 по делу N А05-18159/05-33 (судья Бабичев О.П.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Кузакова Лидия Никитична обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования от 11.05.2005 N 103205 Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) в части уплаты 14 770 руб. страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 4 требования) и 14 473 руб. 30 коп. пеней (пункты 5 и 6 требования), обязании Инспекции совершить действия по возврату указанных 29 243 руб. 30 коп. излишне уплаченных сумм взносов и пеней, а также выплатить 999 руб. 88 коп. процентов, начисленных за просрочку возврата излишне уплаченных сумм взносов и пеней.
Определением суда от 31.10.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением суда от 18.04.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение арбитражного суда отменить. По мнению подателя жалобы, у индивидуального предпринимателя при приеме на работу наемных работников возникает обязанность уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации с выплат, начисленных в пользу работников.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Кузакова Л.Н. 06.03.1996 зарегистрирована Администрацией Маймаксанского территориального округа мэрии города Аррхангельска в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, встала на налоговый учет и зарегистрирована в Фонде социального страхования как плательщик страховых взносов.
Из материалов дела видно, что Инспекция выставила в адрес предпринимателя требование от 11.05.2005 N 103205 об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также пеней по состоянию на 11.05.2005. В соответствии с указанным требованием Инспекция предложила заявителю уплатить, в том числе, 14 770 руб. недоимки по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 4 требования) и 14 473 руб. 30 коп. пеней за просрочку уплаты указанной суммы взносов (пункты 5 и 6 требования) в срок до 10.06.2005.
Страховые взносы в указанной сумме начислены предпринимателем в 2000 году и указаны им в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования за 2000 год.
Предприниматель Кузакова Л.Н. 23.06.2005 платежными поручениями N 712, 713 и 714 уплатила 14 770 руб. страховых взносов и 14 473 руб. 30 коп. пеней.
Предприниматель Кузакова Л. Н., полагая, что являясь в 2000 году плательщиком единого налога на вмененный доход, не должна уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации при осуществлении выплат в пользу наемных работников, 03.08.2005 обратилась с заявлением в Инспекцию с требованием возвратить уплаченные ею суммы страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и соответствующих пеней. Инспекция письмом от 30.08.2005 N 1908/33523 отказала заявителю в возврате указанных сумм.
Кассационная инстанция считает, что удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предприниматели - плательщики единого налога на вмененный доход в 2000 году не являются плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 31.03.1999 N 63-ФЗ) (далее - Закон N 148-ФЗ) со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды.
На территории Архангельской области единый налог на вмененный доход введен Законом Архангельской области от 26.05.1999 N 122-22-О3 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Согласно пункту 2 статьи 1 названного закона со дня введения единого налога на территории Архангельской области с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверив конституционность подпункта 2 пункта 2 статьи 7 Закона N 148-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.03.1999) в определении от 09.04.2001 N 73-О прямо указал, что "по смыслу части третьей статьи 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", согласно которой со дня введения единого налога на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога платежи в государственные внебюджетные фонды не взимаются, с индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, дополнительно какие-либо взносы во внебюджетные фонды взиматься не могут."
Аналогичный вывод позволяют сделать и нормы статьи 5 Федерального закона от 04.01.1999 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 5 Федерального закона от 20.11.1999 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", согласно которым плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, установленным Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Статья 7 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в редакции Федерального закона от 31.03.1999, устанавливающая порядок зачисления в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты сумм единого налога, уплачиваемого организациями (пункт 1) и предпринимателями (пункт 2), как и соответствующие положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривают распределение поступивших сумм единого налога между бюджетами различного уровня и государственными внебюджетными фондами, то есть регулируют межбюджетные отношения, адресованы государственной казне и к правовому регулированию порядка уплаты единого налога индивидуальными предпринимателями отношения не имеют.
Истолкование подпункта 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в редакции Федерального закона от 31.03.1999 года как позволяющего дополнительно взимать с индивидуальных предпринимателей взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не соответствует его нормативному содержанию и конституционно-правовому смыслу и формирует дискриминационную правоприменительную практику в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог.
Таким образом, какие-либо взносы во внебюджетные фонды не должны дополнительно взиматься с индивидуального предпринимателя Кузаковой Л.Н., уплачивавшей в 2000 году единый налог на вмененный доход.
Кроме того, суд установил, что оспариваемое требование выставлено Обществу с нарушением статей 69, 70, 71 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суд правомерно признал требование от 11.05.2005 N 103205 в оспариваемой части несоответствующим действующему законодательству и как следствие пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 79 НК РФ 14 770 руб. страховых взносов в Фонд социального страхования и 14 473 руб. 30 коп. пеней, уплаченных предпринимателем во исполнение во исполнение вышеуказанного требования подлежат возврату.
Исследовав и оценив материалы дела и руководствуясь статьей 79 НК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что в связи с нарушением срока возврата предпринимателю излишне уплаченных страховых взносов и пеней, на эту сумму подлежат начислению проценты в размере 999 руб. 88 коп.
Обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.04.2006 по делу N А05-18159/05-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2006 г. N А05-18159/2005-33
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника