Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В., и судей Рачиной К.А., Дегтеревой О.В., при ведении протокола секретарем Джемгировым М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ирушкина ... на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Ирушкина... к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Ирушкин О.В. обратился в суд с иском к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным решения 62/25/20/8 от 10.05.2020 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 160000 руб. на основании заявления о взыскании судебных расходов.
В обоснование исковых требований Ирушкин О.В. ссылался на то, что он с 05.08.1984 по 28.01.2005 проходил действительную военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. На основании решения жилищной комиссии войсковой части 86741, оформленного протоколом N 3 от 01.09.1994 года, он и его семья, признанные в установленном на то время порядке нуждающимися в жилом помещении, были вселены в квартиру N 13 дома N 31 по улице Гагарина закрытого военного городка N2, что располагался в деревне... и считался таковым на основании Распоряжения Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N752-р "О перечне закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, Пограничной службы РФ, и органов ФСБ РФ, имеющих жилищный фонд". Также, жилищная комиссия войсковой части 86741, проверив жилищные условия истца, определила, что необходимо оформить законным порядком через квартирно-эксплуатационную часть (КЭЧ) Рязанского гарнизона занимаемую его семьёй жилую жилплощадь. Согласно копии карточки учёта жилой площади, представляемой военнослужащему, на 04.06.2004 года семья истца из 4-х человек была поставлена на учёт нуждающихся в жилплощади 04.06.2004 года.
На момент исключения из списков личного состава войсковой части 28.01.2005 г, истец, его супруга и обе дочери продолжали проживать в квартире, предоставленной им Минобороны России. На момент увольнения из Вооружённых Сил Российской Федерации истец жилым помещением или субсидией на приобретение такового за счёт Минобороны РФ обеспечен не был, согласия на снятие с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы - не давал. На его заявление от 12 марта 2020 года в территориальное отделение в городе Рязани Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением и принятии на учёт для обеспечения жильём по избранному месту жительства в Рязанской области, им было получено решение N 62/25/20/8 от 10.05.2020 г. об отказе в принятии истца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания на основании ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Не согласившись с данным отказом, истец обратился в суд с иском.
Представитель истца по доверенности Гамезо Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, после объявленного судом перерыва в заседание не явился.
Представитель ответчика представил отзыв на иск, в котором против удовлетворения исковых требований возражал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2022г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности Гамезо Е.В. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Гамезо Е.В, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 названной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 статьи 15 Закона предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает десять лет в календарной исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров воинских частей не более чем за три года до увольнения с военной службы до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
В соответствии со статьями 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в том числе Министерство обороны РФ, несет обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, проходящих военную службу в настоящее время, либо уволенных с военной службы и принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в установленном порядке до момента увольнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ирушкин О.В. с 1984 года проходил военную службу в Вооруженных силах РФ и был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас на основании приказа начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ от 28.12.2004 года по собственному желанию (п. 6 ст. 51 ФЗ), календарная выслуга составила 20 лет 5 месяцев.
С 28.01.2005 года Ирушкин О.В. исключен из списков личного состава части и направлен на учет в объединенный Горвоенкомат г. Скопин Рязанской области.
В период прохождения службы на основании ордера от 01.09.1994 N17, выданного командиром в/ч 86741 истцу на семью истца из четырех человек была предоставлена квартира, расположенная по адресу:...
Указанное жилое помещение на основании постановления администрации Скопинского района Рязанской области от 13.05.1999 г. N127 отнесено к числу служебных. Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25.05.2020 г. N 543 включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к жилым помещениям маневренного фонда.
12.03.2020 года истец обратился в территориальное отделение в городе Рязани ФГКУ Западрегионжилье" с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, в чем решением уполномоченного органа N 62/25/20/8 от 10.05.2020 ему было отказано.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 г. N175 с 01 мая 2020 г. создано Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ "Росжилкомплекс").
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.11.2020г. N583 Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано с 01 января 2021 года в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений - региональных управлений жилищного обеспечения, том числе Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 742 определено, что ФГАУ "Росжилкомплекс" является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создании условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.15 Федерального закона N76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N512, приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30 октября 2010 года, оценил представленные в материалы дела доказательства и обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
При этом суд верно исходил из того, что поскольку истец на момент увольнения с заявлением (рапортом) для принятия на жилищный учет не обращался, утратил связь с военной службой при увольнении в 2005 году, в настоящее время принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечению жильем за счет средств Министерства обороны РФ Ирушкин О.В. не подлежит.
Отклоняя доводы истца о том, что он имеет право на предоставление ему жилого помещения для постоянного проживания, как уволенный с военной службы при общей продолжительности службы более 20 лет, независимо от даты увольнения с военной службы, поскольку жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был, суд верно исходил из того, что данные доводы несостоятельны, поскольку основанными на неверном толковании норм материального права.
Сам по себе факт непредоставления истцу при увольнении с военной службы жилого помещения для постоянного проживания, в отсутствие факта признания истца нуждающимся в жилых помещениях уполномоченным органом на основании соответствующего заявления, не влечет возникновение права на обеспечение жилым помещением в порядке ст. 15 Федерального закона N76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
В нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, истец не представил доказательств, того что при увольнении с военной службы, он обращался с заявлением (рапортом) для включения его в списки нуждающихся в предоставлении жилых помещений по избранному месту жительства. Доказательств того, что на момент увольнения истец состоял на жилищном учете, материалы дела также не содержат.
В соответствии с ст. 2 вышеуказанного Закона "О статусе военнослужащих", статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы.
Уволившись с военной службы, истец статус военнослужащего утратил в 2005 году, оснований для его принятия на жилищный учет и обеспечения жилым помещением в порядке ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" в настоящее время не имеется, в связи с чем вывод суда об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным и отмене решения ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, является правильным.
Ссылка в жалобе на положения п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", положения которой, по мнению истца, подтверждают его право на восстановление жилищных прав, как военнослужащего не обеспеченного жильем на момент увольнения, независимо от выяснившегося впоследствии отсутствия оснований для принятия его на учет, также подлежит отклонению, поскольку основана на неправильном толковании нормы материального права.
Указания в апелляционной жалобе на то, что судом не истребованы доказательства при подготовки дела к судебному производству, судебной коллегией признаны несостоятельными, поскольку в силу положений ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование, прием и оценка доказательств, определение достаточности доказательств является компетенцией суда первой инстанции, суд, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств. Судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор. Несогласие представителя истца с произведенной судом оценкой доказательств, не свидетельствует о незаконности судебного решения.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившиеся в рассмотрении дела после объявлении перерыва в ходе судебного заседания в связи с объявленной в суде эвакуацией, также не влечет отмену решения суда, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм закона. Судебная коллегия полагает, что судом не были нарушены при рассмотрении дела нормы процессуального права, так как действия суда первой инстанции не противоречили положениям ст. 157 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г.Москвы от 25 февраля 2022г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ирушкина О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.