Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 сентября 2006 г. N А56-10183/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Троицкой Н.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области Викулина Н.Д. (доверенность от 10.01.2006 N 04-04/11), от общества с ограниченной ответственностью "ПетроТранс" Мерко Н.Г. (доверенность от 01.05.2006),
рассмотрев 12.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2006 по делу N А56-10183/2005 (судьи Фокина Е.А., Шестакова М.А., Шульга Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПетроТранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Гатчине Ленинградской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области; далее - Инспекция) от 17.12.2004 N 04-06/17244 об отказе Обществу в возмещении 584 545 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2004 года.
Решением суда от 05.12.2005 (судья Левченко Ю.П.) Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционного суда от 12.05.2006 решение от 05.12.2005 отменено, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права и недостаточное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить постановление от 12.05.2006. Податель жалобы указывает на обстоятельства, свидетельствующие, по его мнению, о недобросовестности Общества как налогоплательщика, направленности его деятельности не на извлечение прибыли, а на необоснованное возмещение НДС из бюджета: малую среднесписочная численность сотрудников Общества - 1 человек; отсутствие ликвидного имущества; прогрессирующие дебиторскую и кредиторскую задолженности; значительное превышение суммы НДС, предъявляемые Обществом к возмещению, над суммами НДС, исчисленными им к уплате. Инспекция также указывает на невозможность установить местонахождение контрагента Общества - ООО "Сигма".
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС за август 2004 года, в которой заявило к вычету 829 116 руб. налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, и предъявило к возмещению из бюджета 584 545 руб. НДС.
Инспекция провела камеральную проверку декларации, по результатам которой приняла решение от 17.12.2004 N 04-06/17244 об отказе Обществу в возмещении 584 545 руб. НДС за август 2004 года и начислении в лицевом счете налогоплательщика указанной суммы налога.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод налогового органа о наличии в действиях Общества как налогоплательщика признаков недобросовестности, злоупотребления правом на возмещение НДС из бюджета.
Общество оспорило решение Инспекции от 17.12.2004 N 04-06/17244 в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления, указав на обоснованность доводов Инспекции о недобросовестности налогоплательщика.
Апелляционный суд отменил решение суда и признал недействительным решение Инспекции от 17.12.2004 N 04-06/17244, ссылаясь на то, что Общество выполнило все условия, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для применения налоговых вычетов. При этом суд указал на то, что налоговым органом не доказано наличие в действиях Общества как налогоплательщика признаков недобросовестности.
Кассационная коллегия не находит оснований для переоценки установленных апелляционным судом фактических обстоятельств дела.
В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
В пункте 2 статьи 171 НК РФ указано; что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо подтвердить: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплату НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
На основании всесторонней оценки представленных по делу доказательств апелляционный суд установил, что Общество выполнило все условия для предъявления к вычету спорной суммы НДС, поскольку представило в налоговый орган документы, подтверждающие уплату НДС в составе таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; документы, свидетельствующие о фактическом ввозе товара на территорию Российской Федерации, и первичные документы, подтверждающие принятие товара на учет.
Таким образом, у Инспекции отсутствовали основания для отказа Обществу в возмещении 584 545 руб. НДС за август 2004 года и начисления ему к уплате указанной суммы налога, ранее перечисленной таможенным органам.
Отсутствие сведений о местонахождении контрагента Общества - ООО "Сигма" не свидетельствует о недобросовестности Общества и не может являться основанием для отказа ему в возмещении НДС.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, поэтому обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, возложена на налоговые органы.
Все доводы налогового органа о недобросовестности Общества как налогоплательщика, в том числе о наличии у него прогрессирующих дебиторской и кредиторской задолженностей, приведенные налоговым органом в кассационной жалобе, аналогичны доводам, изложенным Инспекцией при вынесении решения и в суде апелляционной инстанции, которые всесторонне оценены и исследованы судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Налоговый орган не представил каких-либо доказательств недобросовестности Общества при реализации им права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС из бюджета, в том числе сведений об отсутствии реальной экономической цели (рентабельности) операций, осуществленных налогоплательщиком, о совершении Обществом действий, направленных исключительно на создание оснований для возмещения налога из бюджета.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что апелляционный суд обоснованно признал недействительным решение Инспекции от 17.12.2004 N 04-06/17244, и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы налогового органа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2006 по делу N А56-10183/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные ст.171 НК РФ налоговые вычеты.
По мнению ИФНС, отсутствие ликвидного имущества, увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, наличие в штате организации 1 сотрудника, а также значительное превышение суммы НДС к возмещению суммы налога, исчисленного к уплате, свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, в связи с чем в возмещении НДС отказано.
Не согласившись с таким решением, налогоплательщик обратился в суд. Суд первой инстанции поддержал ИФНС, а суд апелляционной инстанции признал позицию ИФНС неправомерной.
Рассматривая дело по кассационной жалобе налогового органа, федеральный арбитражный суд указал следующее. В силу п.7 ст.3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, поэтому обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном НК РФ, возложена на налоговые органы.
В ходе рассмотрения дела налоговый орган не представил каких-либо доказательств недобросовестности налогоплательщика при реализации им права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС из бюджета.
При этом не подтверждены ИФНС сведения об отсутствии реальной экономической цели (рентабельности) операций, осуществленных налогоплательщиком, о совершении предприятием действий, направленных исключительно на создание оснований для возмещения налога из бюджета.
Таким образом, решение налогового органа об отказе в возмещении НДС незаконно, поскольку не представлены доказательства недобросовестности налогоплательщика, а также сведения об отсутствии реальной экономической выгоды деятельности налогоплательщика.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа, постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2006 г. N А56-10183/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника