Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, Коневой С.И.
при секретаре Бранец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению... к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-429/2021)
по апелляционной жалобе административного истца... М.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, объяснения представителя административного истца по доверенности Барченковой А.А, возражения представителя административного ответчика Пухляковой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
фио М.В. обратилась в суд с административным иском к Москомстройинвесту о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения ее прав, рассмотреть заявление по существу.
В обоснование заявленных требований административный истец указывала на то, что участвовала в финансировании строительства жилого дома для целей приобретения в нем квартиры; застройщик в 2011 году был признан банкротом, не передал ей жилое помещение. фио М.В. неоднократно обращалась к административному ответчику по вопросу защиты ее прав однако ответов по существу от Москомстройинвеста не получила.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований... М.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Барченковой А.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика по доверенности Пухляковой О.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в административном деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Так, в соответствии со статьей 218 (часть 1) КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти и должностных лиц, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62, статья 227 КАС РФ).
К бездействию относится неисполнение наделенными публичными полномочиями органом и должностным лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия.
При рассмотрении административного дела установлено, что между ЗАО "Энергостройкомплект-М" и... М.В. был заключен договор NЮТ-ЭСКМ/5-554-74 о долевом участии в строительстве жилого дома от 25.03.2005г, согласно предмету которого... М.В. осуществляет инвестиционную деятельность в качестве дольщика в форме долевого участия в финансировании строительства объекта с целью достижения полезного эффекта- создания нового недвижимого имущества. После выполнения всех условий договора и окончания строительства объекта распределению в собственность дольщика, для последующей государственной регистрации его права собственности на вновь созданное недвижимое имущество, подлежит квартира со следующими характеристиками: адрес: г. Москва, СЗАО, Южное Тушино, мкрн. 11, корпус - 5, секция -10, этаж - 12, строительный условный номер квартиры - 554, ориентировочная общая площадь - 42, 52 кв.м, количество комнат - 1. (п. 2.1, 2.2 Договора) (л.д. 33-37).
Согласно п. 5.1 Договора общий объем инвестиционных средств, определенный Сторонами, составил сумма; оплата по договору... М.В. была произведена.
Решением Арбитражного суда г.Москвы 17.10.2011г. ЗАО "Энергостройкомплект-М" (ОГРН 1027739541466, ИНН 7724188617) признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 21 октября 2019г. требования... М.В. включены в реестр требований ЗАО "Энергостройкомплект-М" о передаче жилых помещений - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, Южное Тушино, мкр. 11, корп. 5, секция 10, этаж 12, условный номер N554, стоимостью сумма, площадью 42, 52 кв.м (л.д. 46-48).
Также установлено, что... М.В. признана потерпевшей по уголовному делу; 15 декабря 2014 г. в рамках производства по нему следственными органами была произведена выемка документов, подтверждающих участие... М.В. в долевом строительстве ЗАО "Энергостройкомплект-М" вышеуказанного многоквартирного дома, в том числе оплату по договору (л.д. 43-45). Документы... М.В. с подтверждением статуса потерпевшего из следственных органов поступили в Москомстройинвест.
фио М.В. обращалась в Москомстройинвест с заявлениями о предоставлении информации об обеспечении ее компенсационным жильем в соответствии с Законом г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (от 20.03.2020 N77-17-20/20-5, от 23.07.2020 N77-17-20/20-21, от 09.09.2020 N77-17-20/20-33, от 17.12.2020 N77-17-20/20-38, от 25.02.2021 N77-17-20/21-29), на которые административному истцу были направлены в установленный срок ответы по существу обращений (на заявление истца от 20.03.2020 N77-17-20/20-5 - ответ Москомстройинвеста от 08.04.2020 N77-17-20/20-13 (л.д. 149-150); на заявление Истца от 23.07.2020 N77-17-20/20-21 - ответ Москомстройинвеста от 18.08.2020 N77-17-20/20-29 (л.д. 159-160); на заявление Истца от 09.09.2020 N77-17-20/20-33 - ответ Москомстройинвеста от 30.09.2020 N77-17-20/20-34 (л.д. 165-166); на заявление Истца от 17.12.2020 N77-17-20/20-38 - ответ Москомстройинвеста от 24.12.2020 N77-17-20/20-42 (л.д. 171-172); на заявление Истца от 25.02.2021 N77-17-20/21-29 - ответ Москомстройинвеста от 19.03.2021 N77-17-20/21-38 (л.д. 176)). Заявлением от 10.06.2020 N77-17-20/20-16... М.В. просила Москомстройинвест приобщить копию определения Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2019.
Из предоставленных ответов усматривается, что до сведения истца Москомстройинвестом доведена информация, что с даты введения процедуры банкротства вопросы о реализации прав собственности и иные способы защиты прав граждан - участников строительства осуществляются в рамках процедуры банкротства застройщика. фио М.В. с заявлением о включении ее в Реестр пострадавших граждан в связи с участием в строительстве дома по адресу: г.Москва, Южное Тушино, мкрн.11 в Москомстройинвест в установленном законом порядке до 27.06.2019 не обращалась.
Отказывая в удовлетворении заявленных... М.В. требований, суд исходил из того, что действующим законодательством не закреплена обязанность Москомстройинвеста предоставлять жилые помещения гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков; мероприятиями "Дорожной карты" по объекту: г.Москва, Южное Тушино, мкрн.11, предполагается возможность предоставления/не предоставления жилых помещений из казны города Москвы в соответствии с законом города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"; разрешение таких вопросов отнесено к компетенции Департамента городского имущества г. Москвы; Документы... М.В. с подтверждением статуса потерпевшего из следственных органов поступили и находятся на рассмотрении в Москомстройинвесте.
До 27.06.2019 в полномочия Москомстройинвеста входило признание гражданина пострадавшим в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведение реестра таких граждан. фио М.В. с заявлением о включении ее в указанный Реестр в Москомстройинвест в установленном законом порядке и сроки не обращалась. Согласно подпункту "в" п.15 ст.1 Федерального закона от 27.06.2019 N151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" полномочия Москомстройинвеста в части ведения реестра пострадавших граждан с 27.06.2019 отсутствуют.
Обращения... М.В. рассмотрены административным ответчиком в установленном порядке; административному истцу представлены ответы по существу обращений, своевременное получение которых... М.В. не отрицает.
Исходя из изложенного, суд, оценив собранные по делу доказательства пришел к выводу о том, что в удовлетворении административных исковых требований... М.В. надлежит отказать; по делу не установлено, что Москомстройинвест в рассматриваемых правоотношениях допустил незаконное бездействие, не исполнил обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия; обращения... М.В. рассмотрены по существу; административным истцом пропущен без уважительных причин срок обращения в суд по требованиям, касающимся рассмотрения Москомстройинвестом ее заявлений от 13 марта 2020 г, 04 июня 2020 г. (датировано 28 мая 2020 г.), 14 июля 2020г. (датировано 13 июля 2020 г.), 01 сентября 2020 г, 09 декабря 2020 г.; предоставленный административным ответчиком ответ на заявление от 15.02.2021г. подготовлен в соответствии с нормами законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан; само по себе несогласие с содержанием ответа о незаконном бездействии административного ответчика не свидетельствует; обращения считаются рассмотренными не только в случае удовлетворения просьбы заявителя.
Оснований не согласиться с такими суждениями и выводами суда у судебной коллегии не имеется; они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку сообразно статье 84 КАС РФ.
В соответствии п.4.2 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы принимает решение о предоставлении гражданам жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы, а также о предоставлении жилых помещений на основании отдельных правовых актов Правительства Москвы; на Департамент, среди прочего, возложены полномочия и функция по принятию решений о предоставлении компенсационного жилья.
Включение граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, в реестр пострадавших граждан осуществлялось в соответствии нормами Федерального закона от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и приказов Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", Минстроя России от 12.08.2016 N560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
Согласно подпункту "в" п.15 ст.1 Федерального закона от 27.06.2019 N151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" полномочия Москомстройинвеста в части ведения реестра пострадавших граждан с 27.06.2019 отсутствуют.
Постановлением Правительства Москвы от 17.10.2019 N1359-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26.04.2011 N157-ПП" полномочия Москомстройинвеста по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими в соответствии с критериями, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства, и ведению реестра таких граждан, признаны утратившими силу.
Статьей 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что письменное обращение гражданина рассматривается, как правило, в течение месяца; из смысла статьи 33 Конституции Российской Федерации следует, что по результатам рассмотрения заявителю подготавливается и направляется ответ по существу поставленных вопросов.
Применительно к изложенному не установлено незаконного бездействия Москомстройинвеста;... М.В. до 27 июня 2019 года с заявлением в Москомстройинвест о включении ее в Реестр пострадавших граждан не обращалась, а все ее заявления за 2020 и 2021 годы рассмотрены административным ответчиком в пределах компетенции;... М.В. предоставлены мотивированные ответы, получение которых она не отрицает, по существу обращений и в установленные сроки; само по себе несогласие с содержанием ответов о незаконном бездействии административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях не свидетельствует; обращения считаются рассмотренными не только в случае удовлетворения просьбы заявителя.
В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом; пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких данных, судебная коллегия находит, что суд правомерно отказал в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям; верно распределил бремя доказывания между сторонами; принял законное и обоснованное решение в соответствии со статьей 227 КАС РФ.
Несогласие административного истца с выводами суда, собственная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона о порядке рассмотрения обращений граждан, ссылки на которые приведены в апелляционной жалобе, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу; по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; оценка собранных по делу доказательств произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей.
По материалам административного дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда, в том числе безусловных, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.