Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре И.В. Бондарь, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца фио по доверенности фио и по апелляционному представлению Гагаринской межрайонной прокуратуры города Москвы на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска фио к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 фио,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Гагаринский на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Гагаринский.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский от 8 июля 2022 г. N4/1 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 Г.О. Толкачев, выдвинутый в порядке самовыдвижения (л.д.12).
Административный истец И.М. Овчинников, который также является зарегистрированным кандидатом по этому же избирательному округу, просил суд признать незаконным решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Гагаринский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2 фио, указывая на сообщение недостоверных и неподтвержденных сведений о месте работы кандидата, а также на неоговоренные исправления в подписных листах.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 29 июля 2022 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представителя административного истца фио по доверенности фио и апелляционном представлении Гагаринской межрайонной прокуратуры города Москвы ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца фио по доверенности фио доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский по доверенности фио просил решение суда отменить, полагал, что кандидатом Г.О. Толкачевым были допущены нарушения избирательного законодательства.
Заинтересованное лицо Г.О. Толкачев возражал против доводов апелляционной жалобы и представления прокурора, просил решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора фио, поддержавшей доводы апелляционного представления, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что имеются предусмотренные пп. 3, 4 части 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 25 июня 2022 года Г.О. Толкачев представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский документы по выдвижению его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по многомандатному избирательному округу N2, в том числе, справку с места работы в ООО "АСОФТ", подписанную генеральным директором фио, о том что Г.О. Толкачев работает в Обществе в должности старшего аналитика с 11 июня 2021 года и по настоящее время. Срок действительности справки один месяц.
Так же были представлены подписные листы, содержащие 23 подписи в поддержку выдвижения фио в кандидаты в депутаты в Совет муниципального округа Гагаринский.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Гагаринский от 8 июля 2022 года N4\1 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по многомандатному избирательному округу N2 Толкачев Григорий Олегович.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что кандидатом Г.О. Толкачевым в избирательную комиссию была представлена справка с места его работы, которая расценена избирательной комиссией как надлежащий документ, подтверждающий сведения о месте работы кандидата, поскольку справка выполнена на бланке организации, подписана Генеральным директором Общества. То обстоятельство, что указанная справка с места работы не содержит даты ее выдачи, по мнению суда первой инстанции, не может служить основанием для удовлетворения административного иска, поскольку данное обстоятельство является незначительным и не влияющим на полноту представленной информации, не может свидетельствовать об отсутствии достоверных сведений о месте работы.
Кроме того, суд указал, что допущенные в подписных листах исправления, на которые ссылается административный истец, не являются явными, так как не ставят под сомнение ни выраженное в поддержку кандидата фио волеизъявление избирателя, ни идентификацию последнего.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом "б" пункта 2.2. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные положения содержатся в части 1, пункте 2 части 1.1 статьи 32, пункте 3.2 части 20 статьи 37, части 6 статьи 87 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее Избирательный кодекс города Москвы).
Эти требования закона не были соблюдены Г.О. Толкачевым, поскольку сообщая сведения о месте работы старшим аналитиком в ООО "АСОФТ", он эти сведения надлежащим образом не подтвердил.
Представленная в материалы дела справка ООО "АСОФТ", подписанная генеральным директором фио, таким документом не является, так как в ней отсутствует дата выдачи справки, а действие представленного документа ограничено во времени сроком один месяц.
Данное нарушение является самостоятельным основанием для отказа кандидату в его регистрации в силу подпунктов "в", "в1", пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, что не принято во внимание судом первой инстанции.
Также не учтено судом, что согласно пп. "е" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума.
В силу пп. "ж" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N67-ФЗ недействительными являются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.
Исследовав подлинные подписные листы, представленные кандидатом Г.О, фио в избирательную комиссию, судебная коллегия, обращает внимание, что в подписных листах имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом.
В частности, Лист 1 - исправление цифры "9" в дате рождения сборщика; Лист 4 - исправление буквы "д" в адресе сборщика; Лист 8 - исправление буквы "г" в имени сборщика; Лист 9 - исправление буквы "3" в номере дома в адресе сборщика. Помимо этого, неоговоренные исправления имеются и в подписях избирателей, исправления внесены: Лист 2 строка 2 - исправление буквы "ч" в фамилии избирателей в подписных листах; Лист 5 строка 2 - исправление цифры "8" в номере паспорта.
При этом, вопреки доводам заинтересованного лица, такие исправления нельзя признать помарками, связанными, например, с особенностями почерка лица или позы, в которой эти записи были исполнены.
В данном случае, такое изменение текста следует считать именно неоговоренными исправлениями, в том смысле, в котором это понятие толкуется в разделе 5 Постановления ЦИК России от 13 июня 2012 года N128/986-6 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов в с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации".
В рассматриваемом случае все выявленные исправления не были специально оговорены сборщиком подписей, которым являлся сам кандидат.
Согласно пп. "г" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Принимая во внимание формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о несущественности нарушений закона необоснованным.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец фио доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, поскольку регистрация другого кандидата была произведена с существенными нарушениями избирательного законодательства, нарушило принцип равенства кандидатов.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного решения, которое подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2022 года отменить и принять по делу новое решение:
Признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский от 8 июля 2022 г. N4/1 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по многомандатному избирательному округу N2 Толкачева Григория Олеговича, паспортные данные.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.