Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика фио на решение Лефортовского районного суда адрес от 15 августа 2022 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии адрес к зарегистрированному кандидату в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 9/4 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио" - удовлетворить.
Отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 9/4 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио",
УСТАНОВИЛА:
Представитель Территориальной избирательной комиссии адрес обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения от 21 июля 2022 года N 9/4 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио, мотивируя свои требования тем, что 21 июля 2022 года Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес - адрес решением N 9/4 зарегистрировала фио кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1. После принятия решения о регистрации кандидата фио 08 августа 2022 года из ГУ МВД России по адрес избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - адрес была получена информация о наличии у фио судимости по ч. 1 ст. 170.1 УК РФ, о чем фио сообщено не было, что в свою очередь является основанием для отмены принятого решения.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав фио, представителя фио - фио, представителей избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес - фио и фио, прокурора фио, находит, что решение Лефортовского районного суда адрес от 15 августа 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действия (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Как установлено судом первой инстанции, фио, паспортные данные АССР, 02 июля 2019 года осужден мировым судьей судебного участка N 211 адрес по ч. 1 ст. 170.1 УК РФ, что подтверждается ответом ГУ МВД РФ по адрес N13/4.
Решением Совета депутатов N 7/1 от 14 июня 2022 года назначены выборы Совета депутатов адрес.
Обязанности по проведению выборов возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес.
10 июля 2022 года фио представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес заявление о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 9/4 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио" фио, паспортные данные, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
После принятия решения о регистрации кандидата фио 08 августа 2022 года из ГУ МВД России по адрес избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - адрес была получена информация о наличии судимости у фио (02 июля 2019 года фио осужден мировым судьей судебного участка N 211 адрес по ч. 1 ст. 170.1 УК РФ).
Из заявления фио от 10 июля 2022 года о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1, последним сведения о судимости приведены не были, в то время как сокрытие (несообщение) данных сведений о судимости, которые должны быть представлены, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Удовлетворяя требования, заявленные представителем административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем деле имеются основания для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 9/4 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио" ввиду вновь открывшихся обстоятельств, которые в соответствии с пунктом 6 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес, подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ являются основанием для отказа в регистрации кандидата.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Пунктами 1 и 8 части 7 статьи 87 Закона адрес от 06 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс адрес" предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным пунктом 1, 2, 6, 8, 9, 10, 11 или 14 части 20 статьи 37 настоящего Кодекса. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным, в частности, подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона (при этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата); факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости (подпункты "а" и "з" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес также предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 2 статьи 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Избирательного кодекса адрес соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 33 настоящего Кодекса, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Под сведениями о судимости кандидата законодатель понимает сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, о чем указано в пункте 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что фио было допущено существенное нарушение императивных норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, выразившееся в сокрытии сведений о наличии судимости, что в свою очередь является основанием для отказа в его регистрации согласно пункту 6 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес, решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 21 июля 2022 года N 9/4 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио", не соответствует приведенному правовому регулированию, в связи с чем подлежит отмене.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у административного истца полномочий на предъявление подобного административного иска не соответствует положениям части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах, в том числе органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда адрес от 15 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.