Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Толмасовой Ю.Е., с участием прокурора Каировой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4412/2022 по административному исковому заявлению ООО "СПБ" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", У С Т А Н О В ИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, утверждён Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года (далее - Перечень на 2018 год). Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2017 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69 14 декабря 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года (далее - Перечень на 2019 год). Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2018 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 13 декабря 2018 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 13 декабря 2018 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2019 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10 декабря 2019 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 8 декабря 2020 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (продолжение), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 8 декабря 2020 (приложение 2 (окончание)).
Постановлением Правительства Москвы от 23.11.2021 N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2021 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 2, 7 декабря 2021 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 3, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 4, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 5, 7 декабря 2021 года (приложение 2 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 6, 7 декабря 2021 года, (приложение 2 (окончание)).
В Перечень на 2018 год под пунктом 1444, в Перечень на 2019 год под пунктом 2665, в Перечень на 2020 год под пунктом 5859, в Перечень на 2021 год под пунктом 4339, в Перечень на 2022 год под пунктом 1187 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:06:0003011:2802, расположенное в многоквартирном доме по адресу: адрес.
В Перечень на 2018 год под пунктом 1441, в Перечень на 2019 год под пунктом 310, в Перечень на 2020 год под пунктом 3631, в Перечень на 2021 год под пунктом 11021, в Перечень на 2022 год под пунктом 4590 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:06:0003011:2803, расположенное в многоквартирном доме по адресу: адрес.
В Перечень на 2018 год под пунктом 848, в Перечень на 2019 год под пунктом 2669, в Перечень на 2020 год под пунктом 5475, в Перечень на 2021 год под пунктом 3253, в Перечень на 2022 год под пунктом 4815 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:06:0003011:2805, расположенное в многоквартирном доме по адресу: адрес.
В Перечень на 2018 год под пунктом 137, в Перечень на 2019 год под пунктом 311, в Перечень на 2020 год под пунктом 3630, в Перечень на 2021 год под пунктом 5023, в Перечень на 2022 год под пунктом 5796 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:06:0003011:2806, расположенное в многоквартирном доме по адресу: адрес.
В Перечень на 2018 год под пунктом 854, в Перечень на 2019 год под пунктом 4495, в Перечень на 2020 год под пунктом 6713, в Перечень на 2021 год под пунктом 6250, в Перечень на 2022 год под пунктом 618 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:06:0003011:2809, расположенное в многоквартирном доме по адресу: адрес.
Административный истец, являясь собственником названных нежилых помещений, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими указанные положения с момента вступления их в силу.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что указанные нежилые помещения не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение помещений в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца в настоящем судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, представляющий также интересы заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы, требования административного истца не признал, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца, объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административных истцов или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемых постановлений.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений, обладал достаточной компетенцией для их принятия.
Постановления, в оспариваемых редакциях, подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещены на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения - нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
Из материалов дела следует, что административному ситцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803, 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806, 77:06:0003011:2809, расположенные в многоквартирном доме по адресу: адрес.
Указанные нежилые помещения включены в оспариваемые Перечни исходя из вида их фактического использования, в соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - Порядок определения вида фактического использования зданий).
В соответствии с пунктом 3.4 названного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Из материалов дела следует, что в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806, 77:06:0003011:2809 Госинспекцией по недвижимости по состоянию на 26 июля 2017 года составлены акты N 9060547/ОФИ, N 9060548/ОФИ, N 9060551/ОФИ о фактическом использовании нежилых помещений, соответственно.
Из названных выше актов следует, что 100% площади нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806 используются для размещения офисов, 75, 22% площади нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0003011:2809 используется для размещения офисов, 24, 78% - для размещения ветеринарная клиника.
Из актов N 9060547/ОФИ, N 9060548/ОФИ, составленных в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806, следует, что они составлены без доступа в нежилые помещения.
К указанным актам приложены фотоматериалы, на которых изображена входная группа в нежилые помещения и вывеска "Меткомбанк".
Из акта N 9060551/ОФИ, составленного в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0003011:2809 усматривается, что обследование проведено с доступом в помещение. К акту приложены фотоматериалы, в которых отображены вывески коммерческих организаций ООО "Проактив", ООО "Мосдоставка", ООО "Центр КГР", помещения ветеринарной клиники.
В актах отражены выводы о том, что спорные нежилые помещения фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Акты составлены уполномоченными на то должностными лицами, выводы актов подтверждаются приложенными к ним фототаблицами и никем не опровергнуты.
Акты подписаны всеми участниками обследования без каких-либо замечаний. Отраженные в актах выводы ясны, конкретны, однозначны и непротиворечивы, согласуются с их содержанием.
В актах есть необходимое описание проведенных обследований, расчеты, поэтажный план помещений, иллюстрации, подтверждающие выводы.
Кроме того, выводы актов N 9060547/ОФИ, N 9060548/ОФИ, об использование нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806, для целей предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждаются ответом ПАО "Меткомбанк" от 11 ноября 2022 года N 2360/2801, из которого следует, что 23 июня 2017 года между ПАО "Меткомбанк" (Субарендатор) и ООО "Бизнес Консалтинг" (Арендатор) заключен договор субаренды N 1/1-Б-2-17. Согласно условиям договора, Субарендатор арендовал нежилые помещения, в том числе с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806. Договор аренды расторгнут досрочно 9 апреля 2018 года.
Суд учитывает, что достоверность доказательств подвергается сомнению, не только в связи с дефектами источника доказательственной информации, на что ссылается административный истец, но и существования двух или более доказательств с противоположным содержанием.
Однако, в материалы дела не представлено доказательств, которые бы объективно опровергали или ставили под сомнения выводы актов от 26 июля 2017 года N 9060547/ОФИ, N 9060548/ОФИ, N 9060551/ОФИ.
Доводы административного истца сводятся к его несогласию с приведёнными выше актами обследования фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806, 77:06:0003011:2809, составленных Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Однако, указанные акты не признаны в установленном законом порядке незаконными, составлены в строгом соответствии с Порядком, не содержат неточностей, которые бы могли указывать на недостоверность содержащихся в них выводов.
При таких обстоятельствах суд признаёт акты обследования от 26 июля 2017 года N 9060547/ОФИ, N 9060548/ОФИ, N 9060551/ОФИ достоверным доказательством фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806, 77:06:0003011:2809 в спорный период времени.
К представленным административным истцом справкам о том, что ООО "СПБ" никогда не заключало договор аренды помещений с организацией "Мосдоставка" и Банк "Меткомбанк" суд относится критически, поскольку изложенная в справках информация сама по себе не подтверждает вид фактического использования спорных нежилых помещений в юридически значимый период и не опровергает сведения, изложенные в акте N 9060551/ОФИ. Согласно приведенному выше ответу ПАО "Меткомбанк" указанная кредитная организация использовала нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806 по договору субаренды.
Представленный договор аренды от 1 июня 2016 года, заключенный административным истцом с ООО "Центр КГР", также не опровергает выводы акта N 9060551/ОФИ, составленного в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0003011:2809, поскольку предоставленные по данному договору аренды комнаты входят в состав нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0003011:2803.
Ссылки стороны административного истца на что ООО "Проактив" прекратило свою деятельность, и сведения о данном юридическом лице исключены из ЕГРЮЛ 10 июня 2020 года, подлежат отклонению, поскольку на дату составления актов - 26 июля 2017 года данное юридическое лицо являлось действующим. Впоследствии, если изменился вид фактического использования нежилых помещений, собственник не лишен был возможности в порядке пункта 3.9(2) Порядка обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы в целях проведения мероприятий по определению вида фактического использования помещений, итоги которого будут применены в новом налоговом периоде.
Вместе с тем, административный истец не воспользовался предоставленным ему правом и не обращался в соответствии с требованиями Порядка для проведения повторного обследования помещений, либо для проведения обследования на очередной налоговый период.
Из экспликации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: адрес, следует, что общая площадь нежилых помещений составляет 40 842, 9, что соответствует требованиям пункта 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60.
Таким образом, судом установлено, что включение нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806, 77:06:0003011:2809 в Перечни на 2018-2022 годы, в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку указанные помещения являются нежилыми, расположены в многоквартирном доме с общей площадью нежилых помещений превышающей 3000 кв. метров и более 20% площади названных нежилых помещений фактически используется для размещение офисов.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление в части включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806, 77:06:0003011:2809 в Перечни на 2018-2022 годы, не имеется.
Постановление и приложение 2 к нему приняты Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в части включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806, 77:06:0003011:2809 в Перечни на 2018-2022 годы, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод административного истца не нарушают, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований в указанной части.
В отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803 Госинспекцией по недвижимости, проведено мероприятие по определению вида фактического использования, по результатам которого составлены акты от 26 июля 2017 года N9060545/ОФИ, N9060547/ОФИ, из раздел 6 которых следует, что 100% площади помещений используется для размещения офисов. В актах содержится вывод, что помещения фактически используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом согласно разделу 1.4 актов обследование проведено без доступа в помещения.
Однако, в нарушение требований пункта 3.6 Порядка в актах N9060545/ОФИ, N9060547/ОФИ не указано выявленных признаков размещения офисов в нежилых помещениях с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803, в связи с чем их содержание не позволяет достоверно определить фактическое использование более 20% от общей площади указанных помещений в качестве офисного центра.
В фототаблицах, включённых в указанные акты обследования, имеются фотографии аналогичные между собой и фотографиям, содержащимся в актах обследования N 9060547/ОФИ, N 9060548/ОФИ, составленных в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2805, 77:06:0003011:2806. На данных фотографиях изображена вывеска "Меткомбанк".
Вместе с тем, согласно приведенному выше ответу ПАО "Меткомбанк", помещения с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803 указанной кредитной организации в аренду (субаренду) не передавались.
Таким образом, акты обследования от 26 июля 2017 года N9060545/ОФИ, N9060547/ОФИ объективно не подтверждают фактическое использование нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803 в качестве офисного центра, приведенные в акте выводы опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, анализ которых приведен судом выше.
Иных доказательств фактического использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803 Правительством Москвы не представлено.
При этом суд учитывает, что определение вида фактического использования зданий, в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, производится для целей налогообложения.
В силу закреплённых в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
При таких обстоятельствах сам факт недопуска работников Госинспекции по недвижимости на объект, без наличия объективных данных, которые свидетельствовали бы об использовании более 20% его общей площади для размещения офисов, не может служить достаточным и единственным основанием для вывода о фактическом использовании этого объекта под названные цели и как следствие возложение на налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество, как правило, в большем размере.
Из экспликации помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803 следует, что в них расположены комнаты с характеристикой "учрежденческие".
При этом суд учитывает, что само по себе наименование "учрежденческие" не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком, поскольку может быть использовано непосредственно для проектных и научных работ, образования, медицины, производства товаров и т.п.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Соответственно, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включённых в оспариваемый Перечень, признакам, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Однако Правительством Москвы, исходя из всего вышеизложенного, таких доказательств, подтверждающих обоснованность включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803 в Перечни на 2018-2022 годы, не представлено.
Таким образом, включение нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803 в Перечни на 2018-2022 годы, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Поскольку оспариваемые положения в части включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803 в Перечни на 2018-2022 годы содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Учитывая изложенное, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты, которыми нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:06:0003011:2802, 77:06:0003011:2803 включены в Перечни на 2018-2022 годы подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу ООО "СПБ" подлежит взысканию 4 500 рублей, в счёт возмещения понесённых административным истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "СПБ" удовлетворить частично.
Признать недействующими с 1 января 2018 года пункты 1444, 1441 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2019 года пункты 2665, 310 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2020 года пункты 5859, 3631 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2021 года пункты 4339, 11021 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2022 года пункты 1187, 4590 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ООО "СПБ" отказать.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "СПБ" в счет возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 28 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.