Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Фаталиевой В.В. на постановление Солнцевского районного суда г.Москвы от 25 марта 2022г., которым Фаталиева В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
23 февраля 2022г. сотрудником УУП ОМВД России по району Внуково
г.Москвы в отношении Фаталиевой В.В. с оставлен протокол об административном правонарушении по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Солнцевский районный суд г.Москвы, судьей которого 25 марта 2022г. вынесено приведенное выше постановление.
Не согласившись с указанным решением, Фаталиева В.В. обратилась с жалобой в Московский городской суд, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Фаталиева В.В. явилась, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Фаталиевой В.В, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в ст. 4 данного Закона.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п.1 ч.4 ст.5 того же Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч.1 ст.7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п.1, 2 ст.5).
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004г. N54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 5 ст.5 вышеназванного Федерального закона от 19 июня 2004г. N54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п.2 ст.2 Закона г.Москвы от 04 апреля 2007г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Статьей 2 Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В силу ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ, участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей суда первой инстанции, в ЦПЭ УВД по ЗАО ГУ МВД России г.Москве поступил рапорт, согласно которому, сотрудником отделения "И" 7 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по г.Москве в рамках мониторинга ИТКС "Интернет" в мессенджере "... " на канале "... " по адресу:... выявлены фото, а также ссылки на видео материалы, размещенные 19 февраля 2022г, на которых Фаталиева В.В. 05 февраля 2022г. с 12 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. по адресу... в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004г. N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Закона г. Москвы от 04 апреля 2007г. N10-ФЗ "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в г.Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования", принимала участие в публичном мероприятии, в установленном порядке не согласованном с органами исполнительной власти, привлекавшие внимание других граждан, не являющихся участниками данного мероприятия, и средств массовой информации, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения Фаталиевой В.В. указанного административного правонарушения и ее вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе:
рапортами и письменными объяснениями сотрудников ЦПЭ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве Ч.С.С. и С.Е.С.;
рапортом сотрудника отделения "И" 7 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по г.Москве по обстоятельствам выявления административного правонарушения в действиях Фаталиевой В.В. по фото и видеозаписям, расположенным в мессенджере "... " на канале "... " по адресу:... /, на которых зафиксировано участие Фаталиевой В.В. в публичном мероприятии, не согласованном с органами исполнительной власти;
фотоматериалами;
протоколом об административном правонарушении от 23 февраля 2022г. в отношении Фаталиева В.В, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, указаны нормы Законов, нарушение которых вменяется Фаталиевой В.В, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в ее присутствии, содержит все сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, в том числе, подпись должностного лица, его составившего;
копией паспорта гражданина РФ, выданного на имя Фаталиевой В.В.;
сведениями базы данных, в отношении Фаталиевой В.В.;
информацией Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы Правительства г.Москвы от 18 февраля 2022г. о том, что проведение публичного мероприятия 05 февраля 2022г. по адресу:... с органами исполнительной власти согласовано не было;
информацией Префектуры Троицкого и Новомосковского административного округов г.Москвы от 11 февраля 2022г. о том, что уведомления о проведении массовых публичных мероприятий 05 февраля 2022г. по адресу:... в лесопарковой зоне "... " в префектуру не поступали.
Перечисленные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Сведениями о фальсификации данных доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ не представлено.
То обстоятельство, что составлявшее протокол об административном правонарушении должностное лицо не являлось непосредственным очевидцем участия Фаталиевой В.В. в публичном мероприятии, не согласованном с органами исполнительной власти, не влияет на его доказательственную оценку, поскольку нормы КоАП РФ не содержат требования об обязательном составлении протокола об административном правонарушении именно тем должностным лицом, которое непосредственно обнаружило признаки административного правонарушения, требование закона к составлению такого процессуального документа только одно - наличие у должностного лица полномочий на составление протокола об административном правонарушении, которое в данном случае было выполнено.
Рапорт подготовлен именно тем сотрудником полиции, который непосредственно выявил административное правонарушение в действиях Фаталиевой В.В, в рамках его должностных обязанностей, изложенные в них фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении.
При этом, КоАП РФ не регламентирует процедуру составления рапорта сотрудником правоохранительных органов, не предусматривает обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний, рапорт не регистрируется в книге учета сообщений о преступлении.
Ввиду изложенного, оснований для исключения указанного рапорта сотрудника полиции из числа доказательств не имеется.
Как усматривается из материалов дела, правила получения доказательств в результате производства оперативно-розыскных мероприятий, то есть в рамках деятельности на основании Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в данном случае не применялись, источники и содержание доказательств, правила их оценки для целей производства по настоящему делу об административном правонарушении осуществлены в соответствии с нормами ст.ст.26.1 - 26.11 КоАП РФ.
Установив, что Фаталиева В.В. принимала участие в публичном мероприятии, не согласованном с органами исполнительной власти, что недопустимо, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в ее действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Не могут повлиять на квалификацию действий и явиться основанием к освобождению Фаталиевой В.В. от административной ответственности указания в жалобе на то, что при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда неправомерно не были вызваны в судебное заседание и не допрошены в качестве свидетелей сотрудники правоохранительных органов, составившие рапорты. Оснований не доверять им у суда не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, и ничем не опровергнуты.
Кроме того, в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в гл.25 КоАП РФ.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02 апреля 2009г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статья 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Частью 3 ст.17 Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
Привлечение Фаталиевой В.В. к административной ответственности по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ не является нарушением ее права на свободу мирных собраний, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, так как порядок проведения указанного публичного мероприятия, предусмотренный Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также Законом г. Москвы от 04 апреля 2007г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в г.Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в целях регулирующего воздействие на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, соблюдения баланса частных и публичных интересов и обеспечения гражданам гарантий реализации права заявлять и отстаивать свою позицию по общественно значимым вопросам, в данном случае соблюден не был.
В силу общего правила определения подсудности дел, установленного ч.1 ст.29.5 КоАП РФ, дело рассматривается по месту совершения правонарушения.
Положениями ч.1.2 ст.29.5 КоАП РФ установлена исключительная подсудность дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.2 КоАП РФ, в соответствии с которой данные дела рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.
Исходя из п.39 Постановления Верховного Суда РФ от 26 июня 2018г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", дела об административных правонарушениях по ст.20.2 КоАП РФ, в том числе, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети "Интернет", рассматриваются по месту выявления административного правонарушения, под которым следует понимать место, где должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором устанавливались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и иные обстоятельства совершения правонарушения и был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о возбуждении дела.
В рамках рассматриваемого дела протокол об административном правонарушении в отношении Фаталиевой В.В. составлен должностным лицом ОМВД России по району Внуково г.Москвы, адрес территории которого относится к юрисдикции Солнцевского районного суда г.Москвы, в связи с чем дело правомерно рассматривалось судьей данного районного суда г.Москвы по месту составления протокола об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела отказано в удовлетворении ходатайств, иного вывода по делу не влекут, поскольку по правилам ст.24.4 КоАП РФ удовлетворение ходатайства является правом, а не обязанностью судьи. Заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайства рассмотрены судом в установленном законом порядке (л.д. 48).
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Фаталиевой В.В. в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.2, ст.3.3, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, степени общественной опасности, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественная безопасность и общественный порядок, личности Фаталиевой В.В, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для признания назначенного Фаталиевой В.В. наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не установлено.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доводы жалобы о нарушении судом вышеуказанной нормы закона, а также о том, что при рассмотрении жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств по делу и нарушил принцип презумпции невиновности, отклоняются, поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства. Оценив представленные доказательства в их совокупности, как уже было отмечено ранее, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Фаталиевой В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Также суд обращает внимание на то, что установленные КоАП РФ задач и производства по делам об административных правонарушениях, сами по себе, не содержат установленных оснований для иного вывода по делу.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, также подлежат отклонению. Отрицание установленных должностными лицами обстоятельств совершения административного правонарушения расцениваются как избранный способ защиты, направленный на избежание административной ответственности по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, санкция которой предусматривает административный штраф в значительном размере.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, а также принципы презумпции невиновности и законности соблюдены, бремя доказывания по делу распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Солнцевского районного суда г.Москвы от 25 марта 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Фаталиевой В.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.