Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 октября 2006 г. N А56-59963/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Дмитриева В.В. и Самсоновой Л.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу Сылкиной Е.Н. (доверенность от 14.03.2006 N 03/10),
рассмотрев 05.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2006 по делу N А56-59963/2005 (судья Сайфуллина А.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТОР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 28.11.2005 N 79, принятого в результате проверки уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за июль 2005 года, и направленных на его основании требований от 28.11.2005 N 563 об уплате налога и N 6361 об уплате налоговой санкции.
Решением от 06.04.2006 суд удовлетворил заявление, признав на основании статей 169, 171-172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) право Общества на применение налоговых вычетов и на возмещение НДС.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, суд не применил закон, подлежащий применению, - статью 169 НК РФ и неправильно истолковал статьи 171-172 НК РФ. Податель жалобы считает, что в силу названных норм и пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила) принятие к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, исправленных путем их замены с указанием тех же реквизитов неправомерно, так как дата внесения в счет-фактуру исправлений определяет налоговый период, в котором налогоплательщик вправе предъявить НДС к вычету.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Общества в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судам первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Инспекция в результате проверки уточненной декларации по НДС за июль 2005 года и документов, представленных Обществом для подтверждения права на налоговые вычеты в сумме 12 815 609 руб., признала неправомерным предъявление к вычету 3 679 289,38 руб. НДС, установив отсутствие в восьми счетах-фактурах адреса покупателя и номера платежного документа, чем нарушены требования подпунктов 2 и 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Представленные налогоплательщиком в ходе рассмотрения возражений надлежаще оформленные счета-фактуры налоговый орган не принял, ссылаясь на то, что "исправления вносятся продавцами в первоначально выставленные ими счета-фактуры, а замена неправильно составленных счетов-фактур законодательством не предусмотрена".
Принятым по результатам проверки решением от 23.11.2005 N 79 Инспекция привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 651 417,1 руб. штрафа и отказала в возмещении 422 204 руб. НДС, предложив налогоплательщику уплатить в десятидневный срок названную налоговую санкцию, 3 257 085,38 руб. НДС и 90 734,62 руб. пеней, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
На основании данного решения налоговый орган направил заявителю требования от 28.11.2005 N 6316 об уплате недоимок по НДС в суммах 422 204 руб. и 3 257 085,38 руб. (том 1, листы дела 75-76) и N 563 об уплате налоговой санкции в размере 651 417 руб. (том 1, лист дела 77).
Кассационная коллегия считает, что суд правомерно признал указанные ненормативные акты Инспекции недействительными.
Порядок применения налоговых вычетов при исчислении НДС установлен в статье 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 названной нормой налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату им сумм налога, выставленных в счетах-фактурах. При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, но после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Положения первого абзаца пункта 1 статьи 172 НК РФ консолидируются с пунктом 1 статьи 169 НК РФ, согласно которому счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ. В связи с этим в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ указаны обязательные для счета-фактуры реквизиты и сведения, а пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Таким образом, право налогоплательщика на применение налоговых вычетов находится в прямой зависимости от соответствия выставленных ему счетов-фактур требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
В данном случае Инспекция не оспаривает, что на момент принятия оспариваемого решения Общество представило все предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ документы, подтверждающие факты приобретения товаров (работ, услуг), их оприходования и уплаты 12 815 609 руб. НДС в составе стоимости этих товаров (работ, услуг). В числе этих документов счета-фактуры, составленные в соответствии с требованиями пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, и что в силу названных норм является основанием для вычета указанной суммы налога и возмещения в порядке, установленном статьями 173 и 176 НК РФ.
Следовательно, у Инспекции отсутствовали законные основания, в том числе предусмотренные пунктом 2 статьи 169 НК РФ, для отказа налогоплательщику в вычете суммы НДС, предъявленной им в уточненной декларации за июль 2005 года, а также для начисления недоимки и привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату и неполную налога. Следует также отметить, что требование налогового органа от 28.11.2005 N 6316 об уплате налога, в том числе 422 204 руб. НДС, исчисленных Обществом в порядке пункта 2 статьи 173 НК РФ к возмещению, противоречит не только нормам Налогового кодекса, но решению налогового органа от 23.11.2005 N 79.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктов 2 и (или) 4 статьи 169" следует читать "подпунктов 2 и (или) 4 пункта 5 статьи 169"
То обстоятельство, что в ходе налоговой проверки налогоплательщик заменил счета-фактуры, первоначально представленные с нарушением пунктов 2 и (или) 4 статьи 169 НК РФ, не противоречит нормам главы 21 Налогового кодекса РФ и Правилам, которые не исключают право налогоплательщика на исправление таких счетов-фактур до принятия сумм НДС к вычету, в том числе путем их замены на надлежаще оформленные счета-фактуры, подписанные в соответствии с пунктом 6 статьи 169 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2006 по делу N А56-59963/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2006 г. N А56-59963/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника