Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. N 829/07 настоящее постановление отменено
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2006 по указанному делу оставлено без изменения
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 октября 2006 г. N А56-46704/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от закрытого акционерного общества "Аларм-Моторс" Телесина А.Ю. (доверенность от 12.10.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу Мазур М.А. (доверенность от 14.09.2006 N 03/7), Костина С.О. (доверенность от 27.09.2006 N 03/8),
рассмотрев 05.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2006 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2006 (судьи Петренко Т.И., Горбачева О.В., Протас Н.И.) по делу N А56-46704/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Аларм-Моторс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 11.07.2005 N 11/175, требований от 12.07.2005 N 6253 и N 178.
Инспекция обратилась с встречным иском о взыскании с Общества 677 508 руб. штрафных санкций по решению Инспекции от 11.07.2005 N 11/175.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2006, оставлением без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2006, заявленные Обществом требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов, отказать Обществу в удовлетворении заявления и удовлетворить встречный иск, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение Инспекции является законным и обоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства. Согласно пункту 5 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 названного Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав, которое осуществлено 05.05.2005, а не с момента сдачи документов на госрегистрацию по почте, как посчитали суды.
Поскольку в проверенном периоде Общество не имело документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав на объект недвижимости, то Общество не вправе в этом периоде предъявлять к вычету НДС, по объекту недвижимости, уплаченного подрядным организациям.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом 20.10.2005 декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по внутреннему рынку за февраль 2005 года, по результатам которой составила акт 06.06.2005 N 41/11.
По результатам проверки и рассмотрения разногласий заявителя налоговый орган принял решение от 11.07.2005 N 11/175, в соответствии с которым Инспекция привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 677 508 руб. штрафа. Инспекция также доначислила 9 510 410 руб. НДС и 145 323 руб. 75 коп. пеней.
Инспекция установила, что Общество 30.12.2004 поставило на учет объект недвижимости, ввело его в эксплуатацию и с 01.01.2005 предъявило к вычету НДС, уплаченный подрядным организациям. Документы на регистрацию объекта недвижимости Общество подало в регистрирующий орган 05.05.2005. Следовательно, по мнению Инспекции, в соответствии с пунктом 8 статьи 258 НК РФ право на вычет суммы "входного" НДС по данному основному средству возникло в июне 2005 года, а не в феврале 2005 года.
На основании названного решения Инспекция выставила требования от 12.07.2005 N 6253 и 178 об уплате налога, пеней и штрафа.
Общество не согласилось с решением и требованиями налогового органа и обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции указали, что Общество доказало, что документы на госрегистрацию основного средства сданы по почте заявителем 28.01.2005, а следовательно, Общество правомерно предъявило к вычету НДС по основным средствам за февраль 2005 года.
Кассационная инстанция считает такой вывод судов ошибочным, в связи с чем судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судебными инстанциями норм материального права.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 6 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно пункту 5 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 названного Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 названного Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства (пункт 5 в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Из приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что момент предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных подрядчикам при завершении капитального строительства объекта недвижимости, связан с моментом, указанным в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 259 НК РФ предусмотрено, что сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей статьей. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
Понятие амортизируемого имущества дано в статье 256 НК РФ.
Статьей 256 НК РФ определено, что амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 10 000 руб.
Согласно статье 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. При этом для признания имущества амортизируемым срок полезного использования не может быть менее 12 месяцев.
Пунктом 8 статьи 258 НК РФ предусмотрено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимому имуществу отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
При этом право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Таким образом, основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документального подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию права собственности на этот объект.
Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н определено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации.
Положениями статьи 16 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ (в редакции от 19.01.2005) предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа.
Заявление о государственной регистрации права представляется на государственную регистрацию прав в единственном экземпляре-подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов.
При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.
Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав. Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в последовательности, определенной порядком приема документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "приказом... от 01.07.2004 N 184" следует читать "приказом... от 01.07.2002 N 184"
Пунктом 9 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2004 N 184 (в редакции от 19.01.2005) предусмотрено, что должностному лицу - работнику органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, при приеме документов рекомендуется осуществлять действия, в том числе установить (идентифицировать) личность заявителя (заявителей) и проверить полномочия представителя правообладателя и (или) участников сделки действовать от их имени, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица;
проверить соответствие указанных в заявлении о государственной регистрации данных (сведений) (пункт 19 Рекомендаций) с аналогичными данными (сведениями), содержащимися в представленных (предъявленных) на государственную регистрацию документах, а также удостовериться в наличии в заявлении подписи заявителя и даты его представления; внести в соответствии с Правилами ведения книг учета документов записи о принятии документов в книгу учета входящих документов с указанием даты и времени их получения с точностью до минуты; выдать заявителю расписку в получении документов на государственную регистрацию.
В расписку в получении документов на государственную регистрацию в соответствии с пунктом 14 Правил ведения книг учета документов, в том числе, включаются: дата и время с точностью до минуты представления документов; перечень документов с указанием их наименования, реквизитов; количество экземпляров каждого из представленных документов (подлинных экземпляров и их копий); количество листов в каждом экземпляре документа; номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов; фамилия и инициалы работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись. Копия расписки приобщается к принятым на государственную регистрацию прав документам.
Пунктами 10, 22 названных рекомендаций предусмотрено, что документы, удостоверяющие личность, предъявляют физические лица, заявляющие о государственной регистрации права, сделки, ограничения (обременения) права: правообладатели, участники сделки, их представители, в том числе представители юридических лиц (статья 16 Закона). Представитель юридического лица предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (пункт 4 статьи 16 Закона).
Таким образом, из анализа и содержания названных нормативных правовых актов видно, что фактом документального подтверждения подачи документов на государственную регистрацию объектов недвижимости является расписка должностного лица регистрирующего органа в получении документов на государственную регистрацию, оформленную в соответствии с пунктом 14 Правил ведения книг учета документов.
Описанная процедура представления документов на государственную регистрацию связана с административно-правовыми отношениями, возникшими в сфере государственной регистрации прав, а следовательно, является обязательной для правообладателей. Представление же документов по почте не предусмотрено ни одним названным нормативным правовым актом и соответственно не допускается. При приеме документов должностное лицо регистрирующего органа проверяет как соответствие представленных в копиях оригиналам документов, так и проверяет личность лиц их представивших.
Очевидно, что при направлении документов по почте эти действия не производятся.
В данном случае налоговый орган обоснованно установил, что документы на государственную регистрацию представлены уполномоченным лицом заявителя 05.05.2005 (дата расписки), спорное здание зарегистрировано 01.06.2005.
Таким образом, из системного анализа пункта 5 статьи 172 НК РФ, пункта 2 статьи 259 и пункта 8 статьи 258 НК РФ, в редакции действовавшей в проверенный период, следует, что сумма "входного" НДС по товарам (работам, услугам), использованным при завершении капитального строительства объектов основных средств, предъявляется к вычету в том периоде, когда по нему в налоговом учете начисляется в соответствии с установленным порядком амортизация.
Поскольку Общество подало документы на государственную регистрацию объекта основных средств 05.05.2005, что подтверждается распиской должностного лица регистрирующего органа, следовательно, право на вычет суммы "входного" НДС по спорному объекту возникло в июне 2005 года с момента его государственной регистрации (Инспекция после государственной регистрации объекта произвела уточнение ранее начисленной суммы амортизации в соответствии Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Такую же позицию заняло Министерство финансов Российской Федерации, разъяснив в письме от 17.11.2004 N 07-05-14/299, что "при принятии к бухгалтерскому учету объектов недвижимости в качестве основных средств и начислении по ним амортизации следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый инвентарный объект. На основании пункта 6 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для выполнения строительно-монтажных работ, подлежат вычетам. При этом согласно пункту 5 статьи 172 Кодекса указанные вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) и с момента начисления по ним амортизации, то есть согласно абзацу второму пункта 2 статьи 259 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором данные объекты введены в эксплуатацию.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), использованным при строительстве здания производственного назначения, подлежат вычету в указанном порядке, то есть после принятия данного здания на учет в качестве объекта основных средств с момента начала начисления амортизации".
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а в удовлетворении заявления Общества о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу от 11.07.2005 N 11/175, а также требований от 12.07.2005 N 6253 и 178 следует отказать.
Расходы по оплате госпошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 6 000 руб. по основному иску остаются на заявителе.
В суде кассационной инстанции представитель Инспекции поддержал жалобу об удовлетворении встречного иска, пояснив, что 677 508 руб. штрафа заявитель не уплатил в бюджет. Представитель Общества иных возражений, кроме обоснованности принятых по делу судебных актов, суду кассационной инстанции не представил.
При таких обстоятельствах встречный иск Инспекции о взыскании с Общества 677 508 руб. штрафа подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2006 по делу N А56-46704/2005 отменить. В удовлетворении заявления закрытому акционерному обществу "Аларм-Моторс" отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Аларм-Моторс" в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанциях.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Аларм-Моторс" в доход федерального бюджета 677 508 руб. штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость, начисленных на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу от 11.07.2005 N 11/175.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Аларм-Моторс" в доход федерального бюджета 15 275 руб. 08 коп. госпошлины по встречному иску за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2006 г. N А56-46704/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. N 829/07 настоящее постановление отменено