Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 октября 2006 г. N А56-11632/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кочеровой Л.И., Подвального И.О., при участии в судебном заседании от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу Красиковой В.В. (доверенность от 16.02.2006 N 13/2675), и Травкина Д.Г. (доверенность от 03.10.2006 N 13/16791), от общества с ограниченной ответственностью "ЛИКОМ" Афанасьева К.Н. (доверенность от 22.06.2006), рассмотрев 04.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2006 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2006 (судьи Згурская М.Л., Масенкова И.В., Семиглазов В.А..) по делу N А56-11632/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛИКОМ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными, вынесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Красносельскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой в настоящее время является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), решений от 19.12.2005 N 297 , N 298 о привлечении общества к налоговой ответственности, от 19.12.2005 N 299, N 300 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, от 26.01.2006 N 3 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и требований от 21.12.2005 N 1614, N 1615 об уплате налоговой санкции и N 88808 об уплате налога, а также о признании неподлежащими исполнению инкассовые поручения от 26.01.2006 N 5 и N 6 и об обязании инспекции возместить обществу из федерального бюджета 29 321 366 руб. налога на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке за период с мая по август 2005 года путем возврата указанной суммы на его расчетный счет.
Решением суда от 14.04.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2006 требования общества полностью удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами статей 146, 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, общество не имеет права на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, поскольку в его действиях усматриваются признаки недобросовестного поведения, свидетельствующие об осуществлении им деятельности не с целью получения прибыли от продажи товаров, а с целью незаконного извлечения из бюджета денежных средств путем необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела в период с мая по август 2005 года общество на сновании контракта от 31.03.2004 N 001-2005/UK, заключенного с компанией "TENDMAR ENTERPRISE LLC" (США) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации для последующей перепродажи товары широкого ассортимента согласно спецификациям.
Представив в инспекцию 20.09.2005 уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за май-июль 2005 года и декларацию за август 2005 года, общество предъявило к возмещению из бюджета 29 321 366 руб. налога, составляющего положительную разницу между общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, и суммой налоговых вычетов, в качестве которых налогоплательщик указал суммы налога, уплаченные таможенным органам при ввозе товара на территорию Российской Федерации. В заявлении от 21.12.2005 общество просило вернуть указанную сумму налога на расчетный счет общества.
Налоговый орган провел камеральную проверку указанных деклараций, а также представленных налогоплательщиком 26.09.2005 документов. По результатам проверки инспекция приняла решения от 19.12.2005 N 297 и N 298 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ и решения от 19.12.2005 N 299 и N 300 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. В соответствии с названными решениями обществу отказано в принятии к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, предложено уменьшить исчисленные в завышенных размерах суммы налоговых вычетов, уплатить пени, а также налоговые санкции в сумме 232 503 руб.
Основанием для принятия названных решений послужил вывод инспекции о совершении обществом сделок без намерения создать соответствующие им правовые последствия с целью изъятия средств из федерального бюджета путем необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость. При этом налоговый орган указал, что представленные обществом документы не подтверждают реальности хозяйственных операций и иных обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость: оплата ввезенного товара иностранному партнеру налогоплательщиком не произведена; оплата таможенных платежей, в том числе налога на добавленную стоимость, осуществлена за счет средств, поступивших на счет общества от третьих лиц ООО "Форпост" и ООО "Корифей" в оплату поставленного товара за ООО "ИНЛ" и ООО "Ресурс" в счет взаиморасчетов, при этом расчет за товар производится только в размере, необходимом для уплаты таможенных платежей; у налогоплательщика отсутствуют первичные бухгалтерских документы - товарно-транспортные накладные, при этом договор на поставку товара, накладные, акты о расчетах подписаны от имени ООО "ИНП" неустановленным лицом.
Инспекция указывает также на недобросовестность покупателей товаров и третьих лиц, не сдающих отчетность и не находящихся по юридическому адресу, на наличие у налогоплательщика растущей кредиторской и дебиторской задолженностей; рентабельность заключенных заявителем сделок близка к нулю; у общества отсутствуют основные средства, офисные и складские помещения, а также транспортные средства; среднесписочная численность составляет 2 человека; отсутствуют должности производственного вспомогательного характера. Кроме того, уставный капитал общества составляет 10 000 руб., налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие наличие накладных расходов; с момента создания общество занимается только импортом товара, при этом, предъявленные к возмещению суммы налога не соизмеримы по удельному весу с другими налоговыми отчислениями организации; коммерческой деятельности по адресу, указанному в его учредительных документах, общество не ведет.
Данные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют о недобросовестном поведении общества.
Требованием от 21.12.2006 N 88808 обществу предложено в срок до 23.12.2005 уплатить 8 980 589 руб. налога на добавленную стоимость, доначисленного в результате отказа в принятии налоговых вычетов, превышающих сумму налога, исчисленного по декларациям к уплате, а также 461 580,17 руб. пеней за его несвоевременную уплату. Кроме того, требованиями от 21.12.2005 N 1614 и 1615 налогоплательщику предложено в тот же срок уплатить 323 503 руб. штрафа, начисленного по решениям от 19.12.2005 N 297 и N 298.
Поскольку в установленный срок общество требование от 21.12.2005 N 88808 добровольно не исполнило, инспекция приняла решение от 26.01.2006 N 3 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, на счет общества в банке выставлены инкассовые поручения от 26.01.2006 N 5 и N 6.
Посчитав вынесенные налоговым органом ненормативные акты незаконными, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции исходили из того, что общество подтвердило право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость, уплаченному при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, отклонив при этом доводы инспекции о недобросовестности налогоплательщика и создании им схем незаконного обогащения за счет бюджетных средств.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Таким образом, для возмещения налога на добавленную стоимость. уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо выполнение следующих условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата налога на добавленную стоимость таможенным органам, приобретение товаров для совершения операций, подлежащих налогообложению, и принятие импортированных товаров на учет.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле документов, общество выполнило все условия, с которыми закон связывает право на применение налоговых вычетов: ввезенные товары выпущены таможенными органами в свободное обращение по надлежащим образом оформленным грузовым таможенным декларациям, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации приобретенных у иностранной организации товаров общество уплатило в составе таможенных платежей налог на добавленную стоимость, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями; импортированные товары оприходованы налогоплательщиком, поступление данных товаров отражено в бухгалтерском учете. В дальнейшем ввезенные товары реализованы заявителем ООО "Ресурс" на основании договора поставки от 26.04.2005 N 03-15/ПЭ и ООО "ИНП" по договору от 05.03.2005 N ПТ-2005/001. Данные обстоятельства подтверждаются книгами покупок, международными накладными, товарными накладными, книгами продаж и счетами-фактурами. Оплата товара за покупателей произведена третьими лицами ООО "Форпост" и ООО "Корифей" в счет взаиморасчетов.
При этом ввоз товаров и поступление в бюджет перечисленных заявителем сумм налога инспекцией не оспаривается.
Доказательства, опровергающие достоверность документов, подтверждающих право общества на налоговые вычеты, инспекцией в материалы дела не представлены. Не представлены налоговым органом и доказательства, подтверждающие его доводы о недобросовестности налогоплательщика и опровергающие совершение им сделок.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О указано, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Однако и пунктом 1 названной статьи и пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возложена на орган, который принял решение. Вывод о недобросовестности налогоплательщика должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.
Инспекция не представила надлежащих доказательств совершения обществом и его контрагентами согласованных действий, направленных на искусственное создание условий для возмещения налога на добавленную стоимость, поскольку, как установлено судами, заявитель совершал операции с реальными, имеющими действительную стоимость товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации с целью перепродажи, имел выручку от реализации товаров и облагал ее налогом на добавленную стоимость, уплачивая налог в бюджет.
В материалах дела нет доказательств, свидетельствующих о наличии у налогоплательщика умысла на незаконное изъятие сумм налога на добавленную стоимость из бюджета, поэтому приводимые налоговым органом доводы о систематическом предъявлении обществом к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость, растущей кредиторской и дебиторской задолженности, низкой рентабельности сделок, отсутствии накладных расходов при минимальном кадровом составе и уставном капитале не свидетельствуют о недобросовестности заявителя и обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Таким образом, судебные инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные участвующими в деле лицами доказательства, сделали обоснованный вывод о том, что инспекция не доказала факт недобросовестности общества как налогоплательщика при исчислении им налога на добавленную стоимость, а следовательно, не имела правовых оснований для привлечения общества к налоговой ответственности а также доначисления налога, пеней и осуществления действий по их бесспорному списанию.
При этом в кассационной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судами первой и апелляционной инстанций. Доводы налогового органа по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судебными инстанциями, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2006 по делу N А56-11632/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2006 г. N А56-11632/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника