Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 октября 2006 г. N А52-1140/2006/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 16.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 21.06.2006 по делу N А52-1140/2006/2 (судья Леднева О.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Марк" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области (далее - Инспекция) от 03.04.2006 N 900.
Решением суда от 21.06.2006 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что налогоплательщик неправомерно предъявил к вычету за октябрь 2005 года 83 155 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченных поставщику, поскольку в представленных Обществом для проверки документах отсутствует ряд сведений.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что по итогам камеральной проверки уточненной декларации Общества по НДС за октябрь 2005 года налоговый орган принял решение от 03.04.2006 N 900, которым предложил налогоплательщику уплатить 83 155 руб. НДС и 4 109 руб. пеней, а также привлек его за неуплату налога к ответственности в виде штрафа в сумме 16 631 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При проведении проверки Инспекция сочла необоснованным предъявление Обществом к вычету 83 155 руб. налога, уплаченного наличными денежными средствами поставщику - ООО "Капитал Плюс", поскольку
- сумма налога в кассовых чеках не выделена отдельной строкой;
- в нарушение Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в счетах-фактурах не указаны номера и даты составления кассовых чеков, а также коды причины постановки на налоговый учет поставщика и покупателя (далее - КПП); - в приходных кассовых ордерах нет ссылок на соответствующие счета-фактуры;
- у Общества отсутствуют документы, подтверждающие доставку товара от поставщика;
- по сделке с ООО "Капитал Плюс" превышен предельный размер расчетов наличными денежными средствами, установленный Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 14.11.2001 N 1050-У. Общество оспорило решение налогового органа в арбитражный суд. Суд первой инстанции удовлетворил заявление, указав на отсутствие у Инспекции законных оснований для отказа налогоплательщику в вычетах по НДС за октябрь 2005 года.
Кассационная коллегия считает, что обжалуемое решение суда отмене не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Довод Инспекции о том, что уплата НДС не подтверждена налогоплательщиком, так как в чеке контрольно-кассовой машины сумма налога не выделена отдельной строкой, суд правомерно не принял во внимание.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В силу статьи 5 названного Закона организации, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Обязательные реквизиты кассового чека перечислены в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745. Указанным Положением не предусматривается обязательное выделение в кассовом чеке суммы НДС.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40, прием наличных денежных средств кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что уплата Обществом налога продавцу подтверждается представленными им квитанциями к приходным кассовым ордерам с выделенными отдельной строкой суммами НДС.
Считая необходимым наличие в квитанциях к приходным кассовым ордерам ссылок на оплачиваемые счета-фактуры, Инспекция не приводит норм законодательства о налогах и сборах, на которых основано данное требование. Вместе с тем сам налоговый орган указал на то, что в спорных квитанциях имеются реквизиты договора между Обществом и ООО "Капитал Плюс" от 25.09.2005 N 29, по которому происходит оплата. Кроме того, в представленной в материалы дела книге покупок отмечены даты оплаты соответствующих счетов-фактур.
Несостоятельным является и довод жалобы об отсутствии в счетах-фактурах номеров и дат составления кассовых чеков (в строке 5 "К платежно-расчетному документу"), а также КПП поставщика и покупателя, поскольку данные обстоятельства не могут служить основаниями для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных этими пунктами, не может служить основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ не предусматривается указание КПП налогоплательщиков в счетах-фактурах, а номер платежно-расчетного документа подлежит указанию только в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В качестве первичных документов для принятия товара на учет Обществом представлены товарные накладные формы ТОРГ-12, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 как общая форма по учету торговых операций Принятие товара на учет налоговым органом не оспаривается.
Податель жалобы также указывает на то, что по сделке с ООО "Капитал Плюс" Обществом превышен предельный размер расчетов наличными денежными средствами, установленный Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 14.11.2001 N 1050-У. Между тем данное обстоятельство является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не для отказа в налоговых вычетах и наложения штрафа в порядке статьи 122 НК РФ.
Таким образом, заявитель выполнил требования статей 171 и 172 НК РФ при предъявлении к вычету НДС за октябрь 2005 года, а Инспекция неправомерно доначислила ему 83 155 руб. налога, начислила пени и привлекла к ответственности за неуплату налога на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21.06.2006 по делу N А52-1140/2006/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 октября 2006 г. N А52-1140/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника