Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 ноября 2006 г. N А52-1363/2006/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А. при участии от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Псковэнерго" Кузьминой Е.А. (доверенность от 16.08.2006 N 101), Нестерчук И.Л. (доверенность от 20.09.2006 N 119),
рассмотрев 08.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 30.06.2006 по делу N А52-1363/2006/2 (судья Леднева О.А.),
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Псковэнерго" (далее - ОАО "Псковэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - налоговая инспекция), выразившегося в невозврате (непроведении зачета) излишне уплаченной суммы в размере 572 277 руб. 92 коп.
При рассмотрении дела судом первой инстанции налоговая инспекция признала заявленные ОАО "Псковэнерго" требования в сумме 1 204 руб. 07 коп. Данное признание принято судом. В удовлетворении заявления налогоплательщика в части 571 073 руб. 85 коп. налоговый орган просил отказать, ссылаясь на то, что названная сумма не является излишне уплаченной.
Решением суда от 30.06.2006, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 30.06.2006, поданную жалобу удовлетворить.
В обоснование жалобы ее податель, со ссылкой на положения статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", указывает на то, что дополнительные платежи включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, являются доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и соответственно, и на них, в том числе, производится начисление процентов, и они подлежат включению в суммы реструктуризированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль.
В судебном заседании представители общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Налоговая инспекция надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением налоговой инспекции от 09.08.2001 ОАО "Псковэнерго" предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам перед бюджетом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом"; сторонами были утверждены графики погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на прибыль, которые впоследствии были изменены решением от 10.09.2003: из данных графиков были исключены дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 3 640 102 руб. 20 коп. с их последующим включением с первого квартала 2003 года и до окончания действия графиков по налогам равными долями в графики погашения реструктуризируемой задолженности по налогу на прибыль в сумме 3 354 745 руб. 20 коп. (с учетом частичного погашения задолженности).
В период с 15.03.2003 по 31.05.2005 общество перечислило указанную сумму дополнительных платежей.
Кроме того, налогоплательщиком было уплачено 572 277 руб. 92 коп. процентов за пользование бюджетными средствами.
ОАО "Псковэнерго" 14.02.2006 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением N 1001/491, в котором просило возвратить ему излишне уплаченную сумму процентов, ссылаясь на отсутствие в действующем законодательстве норм, обязывающих его уплатить проценты с сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Рассмотрев заявление налогоплательщика, налоговая инспекция письмом от 04.03.2006 N 10-01-02/9919 отказала в проведении возврата, указав на то, что поскольку дополнительные платежи непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, задолженность по этим платежам подлежит включению в задолженность по налогу с начислением соответствующих процентов.
Считая отказ в проведении возврата 572 277 руб. 92 коп. незаконным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев представленные сторонами документы и изучив изложенные ими Доводы, признал позицию налогоплательщика обоснованной, в связи с чем удовлетворил заявленные им требования.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда правильными.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России установлен статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в, соответствии с которой, исходя из ставки рефинансирования Банка России, начисляются проценты на разницу между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли за отчетный период, и авансовыми платежами, внесенными в этот период.
В соответствии с Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительству Российской Федерации предоставлено право определить порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Во исполнение указанного Федерального закона издано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Порядок реструктуризации, установленный постановлением Правительства от 03.09.1999 N 1002, определяет особенности погашения задолженности.
В соответствии с пунктом 4 Порядка реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Согласно пункту 5 Порядка реструктуризации организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа, в соответствии с Порядком, производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию). При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию). Двухлетний и четырехлетний сроки погашения задолженности, дающие право на списание задолженности по пеням и штрафам (абзацы 2 и 3 пункта 5 Порядка), относятся к задолженности по налогам и сборам.
Таким образом, в первоочередном порядке погашается задолженность по налогам и сборам (в противном случае предприятие лишается права, установленного Порядком, на списание части задолженности по пеням и штрафам).
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 05.07.2005 N 15242/04 квалифицирует списание дополнительных платежей по налогу на прибыль в составе пеней и штрафов в рамках ранее проводимой реструктуризации как правомерное, при этом отмечает, что восстановление ранее списанных дополнительных платежей возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 указанного Порядка.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 10.01.2002 N 5-О и от 13.11.2001 N 225-О указано, что установленный Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок доначисления налога представляет собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате суммой. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету. Применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита) придает такому порядку исчисления признаки, присущие кредиту. Выявленная разница между суммой авансовых платежей и суммой, фактически подлежащей уплате, не является дополнительным платежом по налогу на прибыль, поскольку отражает суммы, недополученные государством либо переполученные им в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.
Из названных Определений Конституционного Суда Российской Федерации не следует, что суммы процентов, начисляемые на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми платежами, относится к основной задолженности по налогам и сборам.
В связи с изложенным, определяя природу спорных платежей, как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в соответствии со статьей 75 НК РФ, следует сделать вывод о неправомерности отнесения сумм процентов к сумме основной задолженности.
При включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на эти дополнительные платежи начисляются проценты, исчисляемые и взыскиваемые в соответствии со статьей 75 и главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции верно указал на то, что в результате дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов.
Данный вывод содержится и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15242/04.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что арбитражный суд полно установил фактические обстоятельства и правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 30.06.2006 по делу N А52-1363/2006/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 ноября 2006 г. N А52-1363/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника