Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2006 г. N А05-11646/2005-33
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2006 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Росляковой Е.А. (доверенность от 01.08.06), от рыболовецкого колхоза "Красное Знамя" Поповой О.В. (доверенность от 09.08.06) и председателя Селянинова Л.М., от общества с ограниченной ответственностью "Компания ЛКТ" Бельтюкова А.В., (доверенность от 10.01.06),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономного округа на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 31.07.2006 по делу N А05-11646/2005-33 (судьи Пигурнова Н.И., Бушева Н.М., Волков Н.А.),
установил:
Рыболовецкий колхоз "Красное Знамя" (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 25.07.2005 N 335 и требований от 28.07.2005 об уплате налоговой санкции N 20245 и об уплате налога N 20246.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2005 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2006 решение суда отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении определением суда от 19.04.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания ЛКТ" (далее - ООО "Компания ЛКТ").
Решением суда первой инстанции от 01.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2006, заявленные Колхозом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Компания ЛКТ" просит оставить решение и постановление судов без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Колхоза и ООО "Компания ЛКТ" просили оставить судебные акты без изменения.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Колхозом уточненной декларации по налогу на прибыль за 2004 год. По результатам проверки вынесено решение от 25.07.2005 N 335 о привлечении Колхоза к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 2 237 838 руб., а также о доначислении 11 191 523 руб. налога на прибыль и 532 612 руб. пеней.
На основании указанного решения налоговая инспекция направила в адрес Колхоза требования от 28.07.2005 об уплате налоговой санкции N 20245 и об уплате налога N 20246, в которых предложила уплатить недоимку, пени и штраф в срок до 13.08.2005.
В ходе проверки установлено, что Общество при исчислении налога на прибыль применило ставку 0% по деятельности, связанной с выловом им рыбы и ее дальнейшей переработкой.
Налоговая инспекция посчитала применение указанной ставки неправомерным, так как Общество в проверяемом периоде получало доходы от участия в товариществе, которые относятся к внереализационным доходам, следовательно, к ним не может быть применена ставка 0%.
Из материалов дела видно, что 03.03.2004 Колхоз и ООО "Компания ЛКТ" заключили договор простого товарищества (совместная деятельность), в соответствии с пунктом 1.1 которого Стороны обязуются соединить свои вклады и действовать без образования юридического лица в целях получения прибыли. Согласно разделу 2 договора от 03.03.2004 вкладом ООО "Компания ЛКТ" в общее дело являются рыбопромысловые суда и квоты на вылов водных биологических ресурсов, вкладом Колхоза являются квоты на вылов водных биологических ресурсов. Размер прибыли (дохода) Колхоза от участия в договоре от 03.03.2004, в соответствии с дополнительным соглашением от 01.12.2004 N 4, в 2004 году составил 48 354 350 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль) не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона о налоге на прибыль порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует в течение трех лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.11.03 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в Федеральный закон от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ). Указанный Закон дополнен статьей 2.1, в соответствии с которой налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в 2004 - 2005 годах - 0 процентов.
Пунктом 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Указанный пункт включает в число сельскохозяйственных товаропроизводителей тех, кто производит сельскохозяйственную продукцию, однако не раскрывает понятия "лица, производящие сельскохозяйственную продукцию".
Поэтому, исходя из пункта 1 статьи 11 Кодекса, в целях уяснения того, какие лица понимаются в статье 346.2 Кодекса под лицами, производящими сельскохозяйственную продукцию, допустимо использование понятий и терминов иных отраслей законодательства, в частности Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", из статьи 1 которого следует, что к сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Таким образом, нормы законодательства ставят условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от доли в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг).
Судебными инстанциями установлено, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме дохода от реализации продукции, работ, услуг составила у Колхоза в 2004 году более 70%.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии у Колхоза в проверяемый период права на применение льготы по налогу на прибыль.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на то, что Колхоз как сельскохозяйственный производитель не имел права на применение ставки 0% по совместной деятельности, указывая, что эти доходы не являются доходами от реализации сельскохозяйственной продукции.
Однако статья 2.1 Закона N 110-ФЗ предусматривает возможность применения для сельскохозяйственных товаропроизводителей ставки 0% по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции.
В данном случае деятельность Колхоза в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности) связана именно с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а следовательно, по этой деятельности может быть применена ставка 0%.
Таким образом, постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 31.07.2006 по делу N А05-11646/2005-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2006 г. N А05-11646/2005-33
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника