Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 ноября 2006 г. N А66-2694/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 07.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 21.06.2006 (судья Силаев Р.В.) и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2006 (судьи Борцова Н.А., Истомина О.Л., Кораблева М.С.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2694/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент финансов), указав в качестве третьих лиц Департамент социальной защиты населения Тверской области (далее - Департамент социальной защиты), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), о взыскании 2 156 250 руб. 46 коп. расходов, образовавшихся у Общества в результате предоставления льгот согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах).
Определением от 31.03.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Территориальный отдел социальной защиты населения города Торжка Тверской области (далее - отдел социальной защиты).
Определением от 25.04.2006 процессуальный статус Минфина РФ изменен с третьего лица на второго ответчика.
Решением от 21.06.2006 иск Общества удовлетворен, с казны Российской Федерации через Минфин РФ в пользу Общества взыскано 1 827 330 руб. 90 коп. (из первоначально заявленной суммы иска исключена сумма налога на добавленную стоимость), а также 18 882 руб. 42 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В иске к Департаменту финансов отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.08.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить обжалуемые судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права. Заявитель считает, что у суда отсутствовали правовые основания для взыскания расходов с Минфина РФ, поскольку он надлежащим образом исполнил возложенные на него обязательства, перечислив Тверской области денежные средства, предусмотренные федеральными законами о бюджете на финансирование спорных льгот, в полном объеме. Кроме того, в соответствии с приказом Минфина РФ от 02.06.2006 N 165 в счет погашения кредиторской задолженности перед хозяйствующими субъектами федеральным бюджетом было выделено дополнительно 86 615 800 руб.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако, в суд своих представителей не направили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество предоставляло инвалидам льготы по оплате коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) в период с января по декабрь 2005 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В результате предоставления названных льгот у Общества возникли некомпенсированные расходы, невозмещение которых и послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.
В соответствии со статьей 17 Закона об инвалидах (в редакции, действовавшей до 31.12.2005) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 Закона об инвалидах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилому фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилому фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, вывод суда о том, что финансирование расходов, предусмотренных Законом об инвалидах, является расходным обязательством Российской Федерации, представляется правильным.
Согласно приложению 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" Тверской области из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено 199 597 700 руб., а фактически было получено 290 613 000 руб.
Вместе с тем с учетом данных Департамента социальной защиты расходы хозяйствующих субъектов Тверской области, предоставлявших соответствующие льготы, составили 465 750 200 руб. Таким образом, задолженность перед хозяйствующими субъектами Тверской области по компенсации соответствующих льгот составляет 175 137 200 руб., по городу Торжку - 4 746 690 руб.
Довод подателя жалобы о том, что Минфин РФ выполнил все обязательства, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку выделенных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов хозяйствующих субъектов Тверской области, предоставляющих льготы.
Поскольку Минфин РФ не представил в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств выделения бюджету Тверской области из федерального бюджета средств на возмещение указанных расходов в достаточном размере, как и доказательств нецелевого использования бюджетных средств Тверской областью, то суды сделали правильный вывод о взыскании расходов Общества с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Вместе с тем решением от 21.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.08.2006, с казны Российской Федерации через Минфин РФ взыскано 18 882 руб. 42 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Минфин РФ как финансовый орган, уполномоченный представлять интересы Российской Федерации в судах, выступает в защиту государственных интересов, в связи с чем освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 5 статьи 333.40 НК РФ в случаях, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственных органов, возврат государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2694/2006 в части взыскания расходов по уплате государственной пошлины с казны Российской Федерации через Министерство финансов Российской Федерации отменить.
В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" 18 882 руб. 42 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2006 г. N А66-2694/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника