Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 ноября 2006 г. N А42-6296/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кочеровой Л.И., Хохлова Д.В.,
при участии от Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования Кондратьевой 3.В. (доверенность от 27.12.2005 N 3168/03-01), рассмотрев 28.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.2005 (судья Посыпанко Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2006 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А42-6296/2005,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее - Администрация) 5 068 700 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год и 39 984 руб. 51 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент финансов Мурманской области.
В ходе рассмотрения дела Фонд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер требования о взыскании пеней до 569 612 руб. 98 коп. за счет увеличения периода взыскания пеней до 31.08.2005.
Решением суда от 27.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.06.2006, заявленные требования частично удовлетворены. Суд взыскал с Администрации в пользу Фонда 5 068 700 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и 17 635 руб. 69 коп. пеней.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение от 27.12.2006 и постановление от 20.06.2006 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, при вынесении решения и постановления судом неправильно применен Закон Мурманской области от 27.12.1999 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" в редакции Закона Мурманской области от 23.12.2003 N 459-01-ЗМО (далее - Закон N 174-01-ЗМО), поскольку на дату принятия Мурманской областной Думой областного бюджета и бюджета Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования (16.12.2003) действовала иная редакция закона, в соответствии с которой численность неработающего населения Мурманской области определяется ежеквартально на основании базы застрахованных Фонда, согласованной с главами муниципальных образований (администраций). Податель жалобы полагает, что суд при рассмотрении спора необоснованно исходил из численности неработающего населения 18 418 человек, поскольку материалами дела эти сведения не подтверждены. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судами не принято во внимание, что в несвоевременном перечислении платежей по страховым взносам отсутствует вина Администрации, поскольку доходная часть муниципального бюджета не была исполнена, в связи с чем Администрация подлежит освобождению от ответственности за несвоевременное перечисление страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Фонда возражал против доводов жалобы.
Администрация и Департамент финансов Мурманской области извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка своевременности и правильности перечисления Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год.
В ходе проверки установлена несвоевременная и неполная уплата страховых взносов. Фонд установил наличие у Администрации задолженности в сумме 5 068 700 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год и начислил 39 984 руб. 51 коп. пеней.
Фонд направил плательщику требование от 21.03.2005 N 2 об уплате в десятидневный срок с момента его получения недоимки по страховым взносам и пеней по состоянию на 01.01.2005.
Указанное требование в установленный срок Администрация не исполнила, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В период рассмотрения дела в суде Фонд увеличил первоначальное требование о взыскании пеней до 569 612 руб. 98 коп. в связи с продлением периода начисления пеней до 31.08.2005.
Суды взыскали с Администрации 5 068 700 руб. задолженности по страховым взносам и 17 635 руб. 69 коп. пеней, отказав во взыскании остальной части пеней. Суды исходил из того, что Администрация перечислила страховые взносы за 2004 год с нарушением установленного срока и не в полном объеме.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в проверяемый период (далее - Закон N 1499-1), страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В соответствии со статьей 17 названного Закона местная администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Аналогичное положение содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (далее - Инструкция). Согласно Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей. учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) к компетенции органов местного самоуправления относятся формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.
В статье 22 Закона N 1499-1 указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.
В спорный период базовая программа обязательного медицинского страхования была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Предусматриваемые такими программами объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Законом Мурманской области от 27.12.1999 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, (далее - Закон N 174-01-ЗМО) предусмотрено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из подушевого норматива (нормы расходования средств соответствующих бюджетов на страхование одного неработающего гражданина) численности неработающего населения Мурманской области, и предусматриваются в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов.
Подушевой норматив формируется ежегодно правительством Мурманской области и утверждается губернатором Мурманской области до принятия областного бюджета на очередной финансовый год. Подушевой норматив может быть проиндексирован в течение года.
Численность неработающего населения Мурманской области определяется ежеквартально на основании базы застрахованных Фонда, согласованной с главами муниципальных образований (администраций).
Законом Мурманской области от 23.12.2003 N 459-01-ЗМО внесены изменения в Закон N 174-01-ЗМО, вступившие в силу с 09.01.2004, в соответствии с которыми установлено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и указывается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.
Постановлением правительства Мурманской области от 20.10.2003 N 281-ПП/14 размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2004 году утвержден в сумме 150 руб. 30 коп.
Как установлено судами, Законом Мурманской области от 23.12.2003 N 458-01-МО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" (далее - Закон N 458-01-ЗМО) сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для администрации города Оленегорска на 2004 год утверждена в размере 33 218 700 руб., из расчета 18 418 человек застрахованных и размера страхового взноса на каждое застрахованнное лицо в сумме 150 руб. 30 коп. в месяц.
Кроме того, судами установлено, что при принятии Закона Мурманской области от 25.12.2003 N 460-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2004 год" согласно приложению N 12 бюджету города Оленегорска предусмотрена дотация в сумме 69 649 000 руб. на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета. При расчете необходимых объемов финансовой помощи бюджету муниципального образования города Оленегорска учтены платежи за неработающее население в сумме 33 219 000 руб. исходя из численности застрахованного неработающего населения на 01.10.2003, равной 18 418 человек (том 2, листы дела 70, 71, 89). Запланированная при принятии областного бюджета на 2004 год финансовая помощь бюджету города Оленегорска перечислена в полном объеме. Выделенных в 2004 году дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности было достаточно для покрытия расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере, предусмотренном Законом Мурманской области N 458-01-ЗМО и обеспечивающем выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2004 год.
В соответствии с приложением N 3 к решению Оленегорского городского совета от 30.01.2004 N 01-19 PC "О бюджете муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией на 2004 год" в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местного бюджета на обязательное медицинское страхование в 2004 году предусмотрено 21 114 000 руб. Решением Оленегорского городского Совета от 11.11.2004 N 01-55РС "О внесении изменений в решение Оленегорского городского Совета "О бюджете муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией на 2004 год" размер ассигнований на обязательное медицинское страхование был увеличен и составил 28 150 000 руб. Из материалов дела видно, что сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2004 год утверждена в бюджете муниципального образования города Оленегорска из расчета 15 609 человек застрахованных и размера страхового взноса на каждое застрахованное лицо в сумме 150 руб. 30 коп. (15 609 х 150 руб. 30 коп. х 12 = 28 152 392 руб. 40 коп).
Из материалов дела следует, что в период подготовки проектов областного бюджета и бюджета Фонда на 2004 год между Администрацией и Фондом действовал договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 06.04.2001 N 54-5666.
Пунктом 4 договора от 06.04.2001 N 54-5666 определена численность застрахованных на момент заключения договора, которая должна была в соответствии с условиями договора ежемесячно корректироваться.
Согласно пунктам 5 и 6 указанного договора на страхователя (Администрацию) возложена обязанность в момент заключения договора предоставить страховщику (Фонду) списки застрахованных, затем ежемесячно представлять сведения об изменениях в списках. Пунктом 6 договора предусмотрено, что лица, включенные в списки застрахованных в период действия договора, считаются застрахованными с момента представления о них данных страховщику.
Судами установлено, что на момент заключения договора от 06.04.2001 N 54-5666 количество застрахованных лиц определено на основании сформировавшейся к тому времени базы застрахованных Фонда. Последнее согласование численности неработающего населения произведено сторонами по состоянию на 01.10.2002 (том 3. лист дела 25).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие выполнение Администрацией условий договора от 06.04.2001 о представлении Фонду ежемесячно сведений об изменениях в списках застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрация должна была перечислить в бюджет Фонда страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год в сумме 33 218 700 руб., то есть в объемах, предусмотренных бюджетом Фонда на 2004 год и обеспечивающих выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования неработающего населения, исходя в данном случае из 18418 человек застрахованных - количества, установленного на основе базы застрахованных Фонда по состоянию на 01.10.2003. Доказательств необоснованного завышения численности застрахованных лиц Администрация суду не представила.
Суды правомерно не приняли во внимание довод подателя жалобы о том, что сумма страховых взносов, подлежащих уплате Администрацией в 2004 году, должна определяться исходя из численности застрахованных 15 609 человек и составлять 28152392 руб. 40 коп., поскольку Администрация не представила доказательств внесения изменений численности застрахованного неработающего населения в сторону уменьшения в период подготовки проектов областного бюджета и бюджета фонда на 2004 год в порядке, установленном договором от 06.04.2001 N 54-5666 (пункты 4 - 6).
Ссылка подателя жалобы на постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2005 по делу N А42-13981/04-12 также правомерно не принята судами во внимание, так как в нем рассматривался спор о взыскании Фондом с Администрации задолженности по страховым взносам и пеней за другой период.
Суды, установив, что за 2004 год Администрация перечислила 28 150 000 руб. страховых взносов, правомерно взыскали с нее в пользу Фонда 5 068 700 руб. задолженности по страховым взносам, а также 17 635 руб. 69 коп. пеней, начисленных за их несвоевременную уплату.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2006 по делу N А42-6296/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2006 г. N А42-6296/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника