Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 декабря 2006 г. N А21-9706/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Кустова А.А., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Министерства финансов Калининградской области Бондарь С.Ю. (доверенность от 15.03.2006),
рассмотрев 14.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2006 по делу N А21-9706/2005 (судьи Зайцева Е.К., Жиляева Е.В., Ларина Т.С.),
установил:
Администрация муниципалитета Неманского района Калининградской области обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Главному управлению по бюджету и финансам Администрации Калининградской области о взыскании 236 923 руб. 83 коп. убытков, образовавшихся в результате отсутствия финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации расходов на ежемесячные доплаты к пенсиям за муниципальную службу.
Определением от 13.12.2005 произведена замена Главного управления по бюджетам и финансам Администрации Калининградской области на Министерство финансов Калининградской области (далее - Минфин).
Определением от 28.03.2006 произведена замена Администрации муниципалитета Неманского района Калининградской области на Администрацию Неманского городского округа (далее - Администрация).
Решением от 10.04.2006 (судья Емельянова Н.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2006 решение отменено, требования Администрации удовлетворены, с Минфина за счет средств казны Калининградской области в пользу истца взыскано 236 923 руб. 83 коп.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное толкование судом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о том, что расходы по выплате доплат к пенсии осуществляются за счет средств областного бюджета, противоречит положениям статьи 18 Федерального закона "Об основах государственной службы", пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просила отказать Минфину в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Минфина поддержал доводы кассационной жалобы.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Нестеровского районного суда от 22.04.1999 признан недействительным пункт 4 решения районного Совета депутатов Нестеровского района от 26.02.1998 N 21 об ограничении введения в действие пункта 14, утвержденного тем же решением Временного положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственным пенсиям лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы Нестеровского района.
Во исполнение названного судебного акта решением от 30.12.2003 N 314 Неманский районный Совет Калининградской области утвердил Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу, согласно которому Управлению по финансам и бюджету администрации муниципалитета поручено предусмотреть в бюджете на 2004 год финансирование расходов на доплату к пенсии за муниципальную службу в соответствии с установленной в Положении базовой ставкой.
Затраты муниципального образования на доплаты к пенсии за муниципальную службу по состоянию на 02.07.2005 составили 326 923 руб. 83 коп., что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Поскольку Главное управление по финансам и бюджету Администрации Калининградской области отказало в выделении денежных средств из областного бюджета для компенсации понесенных расходов, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования Администрации, суд апелляционной инстанции исходил из положений части третьей статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и статьи 8 Закона Калининградской области "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсиям за государственную службу" от 18.12.2002 N 211, в которой предусмотрено, что расходы по выплате доплат к пенсии за государственную службу осуществляются за счет средств областного бюджета.
С учетом приведенных положений законодательства суд апелляционной инстанции признал правомерным требование Администрации компенсировать ему понесенные в связи с осуществлением доплат к государственным пенсиям муниципальным служащим расходы за счет средств субъекта Российской Федерации.
Данный вывод апелляционной инстанции основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 6 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов.
Из содержания Закона Калининградской области "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсиям за государственную службу", на статью 8 которого ошибочно сослался суд апелляционной инстанции в обоснование своих выводов, усматривается, что указанным нормативным актом был регламентирован порядок доплат к пенсии за государственную службу, установленных субъектом Российской Федерации, а не муниципальным образованием.
С учетом приведенных положений Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и по общим правилам статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнительное финансирование, в том числе доплаты муниципальным служащим, осуществляемые вне пределов выполнения отдельных делегированных государственных полномочий, 'вытекающих из законодательства Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации, должно осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования.
При таких обстоятельствах возложение на Минфин обязанности финансировать расходы муниципального образования, не предусмотренные субъектом Российской Федерации, является необоснованным.
Таким образом, Администрация не привела в обоснование своих требований норму закона, устанавливающую обязанность возмещения из бюджета субъекта Российской Федерации расходов по выплате доплат к пенсиям муниципальным служащим, понесенных муниципальным образованием.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в иске.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2006 по делу N А21-9706/2005 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2006 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Т.И. Сапоткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2006 г. N А21-9706/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника