Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 января 2007 г. N А05-5994/2006-3
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 09.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение от 26.07.2006 (судья Куницына Л.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 11.09.2006 (судьи Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5994/2006-3,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Плесецктранссервис" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования "Плесецкий район", Департаменту финансов администрации Архангельской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 261 902 руб. 50 коп. расходов, понесенных в результате предоставления в августе-декабре 2004 года льгот по оплате проезда на автомобильном транспорте в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 26.07.2006 требования удовлетворены, с казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 261 902 руб. 50 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.09.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление как вынесенные с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что полностью выполнил свои обязательства, перечислив Архангельской области средства, предусмотренные в федеральном бюджете для компенсации льгот. Также в обоснование своих требований Минфин РФ ссылается на то, что Архангельская область не запрашивала на эти цели сумму большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Предприятие предоставляло льготы по оплате проезда в городском и пригородном пассажирском транспорте гражданам, имеющим право на льготу в соответствии с названным Законом.
В результате предоставления льгот у истца возникли расходы, невозмещение которых в полном объеме послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: отчетами о предоставленных Предприятием льготах с указанием тарифов, актами сверки расчетов, согласованными с отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования "Плесецкий район", счетами-фактурами.
В соответствии со статьей 30 Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов и Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющих детей (далее - Порядок), который действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно пункту 9 Порядка расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" из Федерального фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов Архангельской области выделено 313 189 тыс. руб.
Судом установлено, что муниципальным образованием "Плесецкий район" и Департаментом финансов администрации Архангельской области все полученные из вышестоящего бюджета денежные средства, направленные на возмещение расходов предприятиям в результате предоставления льгот по оплате проезда инвалидам, распределены полностью.
Суд кассационной инстанции считает, что поскольку Российская Федерация Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установила льготы инвалидам, то соответственно и приняла на себя обязанность по их возмещению.
Поскольку Минфин не представил доказательств выделения в 2004 году из Фонда компенсаций Архангельской области денежных средств на реализацию льгот, предусмотренных Законом о социальной защите инвалидов в достаточном размере, и факт нецелевого использования не доказан, то суды пришли к правильному выводу о необходимости взыскания расходов за счет казны Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5994/2006-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 января 2007 г. N А05-5994/2006-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника