Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 января 2007 г. N А56-46035/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Дмитриевой О.С. (доверенность от 25.05.2006 N 03-06/05074),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2006 (судьи Старовойтова О.Р., Савицкая И.Г., Семиглазов В.А.) по делу N А56-46035/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экспорт-Ресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 14.07.2005 N 129/11/105 об отказе в возмещении из бюджета 2 813 360 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2005 года по экспортным операциям и обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем принятия решения о возврате указанной суммы налога на расчетный счет Общества.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2006 решение суда от 05.04.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик не подтвердил в установленном порядке право на применение налоговой ставки 0 процентов, не представив предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) документы, подтверждающие факт поступления валютной выручки от иностранных лиц - покупателей товара на счет Общества в российском банке. Налоговый орган также считает, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры не могут являться основанием для принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету (возмещению), как выставленные не поставщиками товаров, а обществом с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы" (далее - ООО "Вторичные ресурсы"). ООО "Вторичные ресурсы" приобрело товар для Общества во исполнение агентского договора от 02.03.2001 N 2/03. Согласно этому договору, ООО "Вторичные ресурсы" - агент приняло на себя обязательства приобрести для Общества и за счет Общества товары по договорам, заключенным агентом с продавцами от собственного имени. По мнению инспекции, налогоплательщиком нарушен порядок оформления счетов-фактур, установленный в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404.
Общество с ограниченной ответственностью "Экспорт-Ресурс" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контрактов от 21.12.2004 N 34/ESA/ER и от 10.10.2003 N ОС-1003, заключенных с иностранными фирмами "Euro-Scrap Alliance BV" (Нидерланды) и "IRT Traiding GmbH" (Германия), Общество в феврале - марте 2005 года реализовало на экспорт товар (лом черных металлов).
Собрав комплект предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ документов, Общество 14.04.2005 представило их в налоговую инспекцию вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость за март 2005 года по экспортным операциям. В декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, а также предъявило к возмещению из бюджета 2 813 360 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), относящегося к операции реализации товаров на экспорт. Наряду с документами, подтверждающими обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщик представил в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
В заявлении, полученном налоговым органом 14.04.2005, Общество просило возместить 2 813 360 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2005 года путем возврата на расчетный счет.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученных документов, и решением от 14.07.2005 N 129/11/105 (мотивированное заключение от 19.07.2005) отказала налогоплательщику в возмещении из бюджета 2 813 360 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2005 года.
Это решение обосновано тем, что, по мнению инспекции, Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения льготной ставки 0 процентов к соответствующей сумме указанной в декларации выручки. Представленными Обществом документами не подтвержден факт поступления валютной выручки от иностранных лиц -покупателей товара на счет налогоплательщика в российском банке: на выписках банка -закрытого акционерного общества "Рускобанк" (далее - ЗАО "Рускобанк") - отсутствует его печать.
Кроме того, инспекция признала представленные налогоплательщиком счета-фактуры оформленными с нарушением статьи 169 НК РФ, что препятствует принятию указанных в них сумм налога на добавленную стоимость к вычету. Счета-фактуры выставлены Обществу агентом - ООО "Вторичные ресурсы", в них не отражены суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товара.
Общество обжаловало такое решение налогового органа в арбитражный суд. Суды первой и апелляционной инстанций признали незаконным отказ Обществу в возмещении из бюджета 2 813 360 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2005 года.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятых судами решения и постановления.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктами 1 и 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ налогоплательщик-экспортер обязан подтвердить поступление валютной выручки от иностранного покупателя.
Согласно норме, изложенной в названном подпункте, налогоплательщик должен представить в налоговый орган выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке.
Судами установлено, что Общество представило в налоговый орган выписки банка от 23.12.2004 и от 23.03.2005 по лицевому счету налогоплательщика, а также swift-сообщения - платежные документы, на основании которых денежные средства от иностранного покупателя зачислены на счет Общества (л.д. 25-27 и 45-47). В указанных документах содержится информация об отправителе денежных средств, их получателе, а также контрактах, во исполнение которых осуществляется платеж.
Оценив представленные Обществом документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что налогоплательщиком выполнены требования подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Этот вывод судов соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа об отсутствии печати банка (ЗАО "Рускобанк") в выписках, представленных в подтверждение поступления на расчетный счет Общества валютной выручки, что лишает названный документ доказательственной силы.
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 "Аналитический учет" Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, утвержденных приказом Центрального банка Российской Федерации от 05.12.2002 N 205-П, выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ. то выписки этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.
Следовательно, является правильным вывод судов о том, что представление Обществом выписок банка, распечатанных с использованием средств вычислительной техники, без печати и подписей работников банка не является нарушением подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
В пунктах 1 и 2 статьи 171 НК РФ указано на право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия этих товаров (работ, услуг) к учету.
В соответствии с названными нормами Кодекса налогоплательщик-экспортер должен подтвердить право на применение налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций, представив по требованию налогового органа счета-фактуры, выставленные продавцами налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг): документы, подтверждающие фактическую уплату налогоплательщиком налога поставщикам; первичные документы, подтверждающие факт приобретения и принятия на учет товаров, (работ, услуг).
Представленные налогоплательщиком документы должны быть надлежащим образом оформлены, и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает определенные правовые последствия.
Налоговый орган обязан провести проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и вправе при необходимости истребовать дополнительные сведения, соответствующие объяснения и документы у налогоплательщика и у иных лиц, располагающих информацией о деятельности налогоплательщика.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами документы, подтвердили наличие у Общества надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, в том числе счетов-фактур, в которых налог на добавленную стоимость выделен отдельной строкой, а также первичных документов, подтверждающих факт принятия на учет приобретенных товаров, и их оплаты.
Этот вывод судов соответствует имеющимся в деле доказательствам.
В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка фактов и обстоятельств, установленных и оцененных судами.
Налоговый орган считает не соответствующими статье 169 НК РФ счета-фактуры, выставленные Обществу агентом - ООО "Вторичные ресурсы", ссылаясь на нарушение агентом при их оформлении требований письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404, поскольку агент не является продавцом приобретенного для Общества товара.
Кассационная инстанция не усматривает нарушений судами норм главы 21 НК РФ при подтверждении права Общества на вычет налога на добавленную стоимость по спорным счетам-фактурам.
Глава 21 НК РФ не содержит норм, устанавливающих порядок оформления счетов-фактур при приобретении налогоплательщиком товаров (заказе работ или услуг) через агента, выступающего от своего имени, либо особенности в их оформлении.
Порядок составления счетов - фактур посредническими организациями, в том числе реализующими товары по агентскому договору, предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в редакции постановления Правительства РФ от 15.03.2001 N 189) и письмом МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404. Согласно указанному порядку при выполнении агентом поручения принципала по приобретению товаров (заказе работ или услуг) счета-фактуры оформляются следующим образом.
При приобретении агентом от своего имени, но за счет принципала, товаров (работ, услуг), агент выставляет принципалу на их стоимость счет - фактуру. При этом этот счет-фактура выставляется агентом принципалу с отражением всех показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом агенту. Оба счета-фактуры (как полученный, так и выставленный) у агента в книге покупок и книге продаж не регистрируются.
Кроме того, агент выставляет принципалу отдельный счет - фактуру на сумму своего вознаграждения по агентскому договору (либо указывает сумму агентского вознаграждения в одном счете - фактуре со стоимостью товаров отдельными строками с указанием соответствующих сумм налога на добавленную стоимость). Этот счет - фактура регистрируется в установленном порядке у агента в книге продаж (в части суммы налога на добавленную стоимость, приходящейся на вознаграждение агента), а у принципала - в книге покупок.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Общество (принципал) заключило с ООО "Вторичные ресурсы" (агент) договор от 02.03.2001 N 2/03, согласно которому агент обязуется от собственного имени, но за счет Общества, заключить договоры на закупку лома черных металлов, а также сопутствующих товаров, работ, услуг.
В пункте 1.2.1 договора от 02.03.2001 указано, что по сделкам, совершенным агентом от своего имени, собственником товара является принципал.
ООО "Вторичные ресурсы" исполнило условия договора, закупило лом черных металлов.
Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент.
На основании выставленных поставщиками товаров (работ, услуг) счетов-фактур ООО "Вторичные ресурсы" рассчиталось с поставщиками товаров (работ, услуг) за счет денежных средств, перечисленных Обществом согласно условиям агентского договора по платежным поручениям N N 425, 441, 424 (л.д. 72-74).
Приобретенный агентом лом черных металлов передан Обществу по актам приема-передачи от 27.12.2004, от 21.02.05 и от 15.02.05 (л.д. 67, 59, 65) и затем реализован на экспорт.
На переданный Обществу по актам товар, а также выполненные работы, агент оформил счета-фактуры (N N 19, 21, 255, 260 - л.д. 58, 64, 66, 68).
В актах приема-передачи лома и счетах-фактурах, выставленных на преданный Обществу лом. содержится ссылка на агентский договор от 02.03.2001.
Кроме того, в счетах-фактурах указано наименование товара - лом черных металлов по ГОСТ 2787-75 сорт ЗА-5А (железнодорожный лом, лом списанных осей железнодорожных колесных пар), единица измерения, количество, цена, стоимость товара, ставка и сумма налога на добавленную стоимость, стоимость товаров с учетом налога.
Доказательств того, что показатели приобщенных к материалам дела счетов-фактур, выставленных агентом принципалу, отражены не в полном объеме или не соответствуют показателям счетов-фактур, выставленных продавцом агенту, налоговый орган не представил. Соответствующие документы не были запрошены налоговым органом при проведении проверки ни у Общества, ни у ООО "Вторичные ресурсы". В деле их нет. Не заявляет налоговый орган и о включении ООО "Вторичные ресурсы" в состав собственных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость сумм этого налога, указанных в перевыставленных Обществу счетах-фактурах.
Статья 169 НК РФ не определяет порядок заполнения агентами, приобретающими от своего имени, но за счет принципала, товары (работы, услуги), граф "продавец", "адрес и ИНН/КПП продавца", "грузоотправитель и его адрес" в счетах-фактурах, перевыставляемых принципалам после их получения от продавцов товаров (работ, услуг). Не установлен и порядок подписания агентом за продавца перевыставляемых счетов-фактур в случае указания им в вышеперечисленных графах данных фактического продавца товаров (работ, услуг).
Материалами дела также подтверждается, что на суммы вознаграждений по агентскому договору агентом выставлены принципалу отдельные счета - фактуры (л.д. 60,62, 70), где указаны суммы вознаграждения и соответствующие им суммы налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод о незаконности отказа налогового органа в возмещении Обществу из бюджета 2 813 360 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2005 года по экспортным операциям, в связи с чем жалоба налогового органа подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2006 по делу N А56-46035/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2007 г. N А56-46035/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника