Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 января 2007 г. N А42-3556/2006-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Корабухиной Л.И., Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Норд-Кап" Смирницкого А.И. (доверенность от 20.03.2006),
рассмотрев 22.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.09.2006 по делу N А42-3556/2006-22 (судья Спичак Т.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд-Кап" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция), выразившихся в отказе провести зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет погашения задолженности по налоговым санкциям.
Решением суда от 20.09.2006 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представила ходатайство, в котором просит рассмотреть жалобу в отсутствие ее представителя.
Законность решения суда от 20.09.2006 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 11.04.2006 обратилось в налоговый орган с заявлениями о зачете излишне уплаченных налогов в счет погашения задолженности по налоговым санкциям (листы дела 14 -17):
317 540 руб. единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в счет погашения штрафа по налогу на добавленную стоимость;
1 382 руб. 40 коп. налога на доходы физических лиц в счет погашения штрафа по налогу на доходы физических лиц;
38 973 руб. налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в счет погашения штрафа по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет;
67 318 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в счет погашения штрафа по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
Письмом от 04.05.2006 N 80-29-16/15/049324 (лист дела 13) Инспекция сообщила Обществу, что осуществление зачета излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов, сборов, а также пеней в счет погашения штрафа налоговым законодательством не предусмотрено.
Общество, посчитав незаконными такие действия Инспекции, обжаловало их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что спора о наличии у Общества переплаты по налогам в соответствующие бюджеты нет.
Пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено право налогоплательщика добровольно уплатить в бюджет начисленные налоговые санкции.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченных налогов может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Таким образом, названной нормой, регулирующей вопросы зачета и возврата излишне уплаченных налогов и пеней, прямо не предусмотрен порядок зачета излишне уплаченного налога в счет исполнения обязанности по уплате такого платежа, как штраф, однако, исходя из буквального толкования положений подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, следует отметить, что законодатель не запретил применение порядка, предусмотренного данной статьей, к процедуре зачета штрафа.
Всесторонне и полно исследовав и оценив материалы дела, суд установил, что суммы переплат по налогам должны быть направлены в те же бюджеты, в которые подлежат уплате налоговые санкции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ Инспекции не основан на нормах действующего налогового законодательства, противоречит ему и нарушает права и законные интересы Общества на проведение зачета излишне уплаченных налогов.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.09.2006 по делу N А42-3556/2006-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2007 г. N А42-3556/2006-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника