Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 января 2007 г. N А05-7929/2006-34
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Корабухиной Л.И.,
при участии от федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Дорожный эксплуатационный участок N 38" Семеновой Л.Л. (доверенность от 10.01.2007),
рассмотрев 23.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.08.2006 (судья Бунькова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2006 (судьи Виноградова Т.В., Маганова Т.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-7929/2006-34,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Дорожно-эксплуатационный участок N 38" (далее - Учреждение) 4 126 954 руб. налога на имущества, пеней и штрафа.
Решением суда от 25.08.2006 Инспекции отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение и постановление. По мнению подателя жалобы, Учреждение необоснованно использовало льготу по налогу на имущество, предусмотренную подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, поскольку оно не "входит в состав федерального органа исполнительной власти" и не является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, находясь лишь в "ведомственном подчинении" этого министерства. Инспекция считает, что подведомственные Министерству обороны Российской Федерации учреждения и унитарные предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти, имущество которых не признается объектом обложения налогом на имущество в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.
Представители Инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Учреждения отклонил доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Учреждением декларации по налогу на имущество за 2005 год. По результатам проверки принято решение от 11.05.2006 N 2273 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 680 791 руб. штрафа, доначислении 3 403 954 руб. налога на имущество и 42 209 руб. 03 коп. пеней.
В обоснование принятого решения налоговый орган сослался на неправомерное применение Учреждением льготы по налогу на имущество, предусмотренной подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ. Инспекция полагает, что учреждения, предприятия и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и, следовательно, имущество этих организаций не освобождается от налогообложения на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.
На основании решения от 11.05.2006 N 2273 Учреждению направлены требования об уплате налога и налоговой санкции от 13.05.2006 N 2820 и N 360 в срок до 03.06.2006.
Поскольку налогоплательщик добровольно в установленный срок не исполнил требования Инспекции, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням и штрафу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что имущество, принадлежащее Учреждению на праве оперативного управления, и используемое им для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не является объектом обложения налогом на имущество в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.
Апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
В пункте 1 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 314) в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Из пунктов 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", следует, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1, статьями 11, 12 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил России, в Тыл Вооруженных Сил России. Имущество Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Согласно Указу N 314 Министерство обороны Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами России, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженных Сил России.
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны России, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации задач, поставленных перед Вооруженными Силами России.
Согласно уставу Учреждения и положению о федеральном государственном учреждении Министерства обороны Российской Федерации "Дорожно-эксплуатационный участок", введенном в действие приказом начальника Центрального автомобильно-дорожного управления Минобороны Российской Федерации от 26.07.2005 N 73, Учреждение является федеральным государственным учреждением, созданным в целях содержания, ремонта и реконструкции автомобильных дорог специального назначения Министерства обороны Российской Федерации, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния закрепленных за ним участков автомобильных дорог и создания необходимых условий для использования их в интересах обороны.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Учреждение является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, где предусмотрено прохождение военной службы. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет начальник автомобильно-дорожной службы военного округа - начальник инженерной службы Космических войск.
Имущество Учреждения находится в федеральной собственности и принадлежит ему на праве оперативного управления, отражается на его самостоятельном балансе.
Инспекция не оспаривает целевое использование Учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Поскольку Вооруженные силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны, и входящие в состав Вооруженных сил службы созданы для реализации поставленных перед ними задач, это позволяет относить закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления имущество, используемое для нужд обороны, к освобождаемому от налогообложения в порядке подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и не находит правовых оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.08.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2006 по делу N А05-7929/2006-34 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2007 г. N А05-7929/2006-34
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника