Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2007 г. N А56-41230/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Трансрейд" Комеренко Т.В. (доверенность от 10.07.06), Малахова Д.В. (доверенность от 05.01.07), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Кокшаева В.К. (доверенность от 09.01.07 N 03-16/00022),
рассмотрев 18.01.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.06 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.06 (судьи Петренко Т.И., Будылева М.В., Протас Н.И.) по делу N А56-41230/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансрейд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 8) от 16.06.05 N 18/13171 и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 13) возместить Обществу из бюджета 52 908 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2004 года путем перечисления на его расчетный счет.
Решением суда от 23.06.06 решение Инспекции N 8 от 16.06.05 N 18/13171 признано недействительным. Суд также обязал Инспекцию N 13 возместить Обществу из бюджета 52 908 руб. НДС за апрель 2004 года путем перечисления на его расчетный счет.
Постановлением апелляционного суда от 29.09.06 решение суда от 23.06.06 изменено, пункт 2 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: обязать Инспекцию N 13 возместить Обществу 52 908 руб. НДС за апрель 2004 года в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция N 13 просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы ссылается на то, что справка-расчет суммы НДС, относящейся к подтвержденному и неподтвержденному экспорту, представленная Обществом в обоснование суммы НДС, заявленной к возмещению в уточненной декларации по ставке 0 процентов за апрель 2004 года, не относится к документам, на основании которых в соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ производятся налоговые вычеты.
В судебном заседании представитель Инспекции N 13 поддержал доводы жалобы, а представители Общества отклонили их.
Представители Инспекции N 8, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция N 8 провела камеральную проверку представленной Обществом уточненной декларации по НДС за апрель 2004 года и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 процентов.
По итогам проверки Инспекцией N 8 вынесено решение от 16.06.05 N 18/13171 об отказе Обществу в возмещении 315 321 руб. руб. НДС за апрель 2004 года.
В обоснование принятого решения Инспекция N 8 сослалась на то, что налоговым законодательством не регламентирован порядок расчета суммы НДС, приходящейся на подтвержденный и неподтвержденный экспорт, а справка-расчет не может являться основанием для предъявления налоговых вычетов в соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ. Следовательно, по мнению налогового органа, представленной заявителем справкой-расчетом не может подтверждаться сумма налога, заявленная к возмещению в уточненной декларации по НДС за апрель 2004 года.
Общество обжаловало решение Инспекции N 8 в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на то, что Общество обосновало правомерность применения ставки 0 процентов по НДС и налоговых вычетов, представив документы, предусмотренные статьями 165 и 172 НК РФ. Справки-расчеты, составленные Обществом по итогам соответствующих налоговых периодов, относятся к первичным документам налогового учета, в которых отражено ведение налогоплательщиком раздельного учета уплаченных поставщикам сумм НДС, относящихся к подтвержденному и неподтвержденному экспорту. Суды сослались на то, что расчет сделан Обществом для целей налогообложения и соответствует принятой им учетной политике.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод правильным.
Как видно из материалов дела, в проверяемом периоде Общество выполняло стивидорные работы (погрузо-разгрузочные операции на судах, перевалку нефтепродуктов на морские суда иностранных государств), которые в силу абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов, и порядок реализации этого права установлены статьями 165, 171, 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на суммы налога (вычеты), предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет и при наличии первичных документов.
По товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении экспортных операций, налогоплательщик в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ обязан представить в налоговый орган отдельную налоговую декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие правомерность применения ставки 0 процентов.
Суды установили, что одновременно с уточненной декларацией по НДС за апрель 2004 года Общество представило в Инспекцию N 8 пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и заявленных налоговых вычетов, которые идентичны представленным ранее вместе с первоначальной декларацией по НДС за этот же период.
Основанием для представления уточненной декларации по НДС за апрель 2004 года послужило самостоятельное обнаружение заявителем ошибок в расчете налоговых вычетов.
Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
В силу пункта 6 статьи 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик обязан вести учет таким образом, чтобы иметь возможность определить налоговую базу по операциям, облагаемым по различным ставкам.
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не установлен специальный порядок ведения налогоплательщиками раздельного учета сумм "входного" НДС по подтвержденным и неподтвержденным экспортным операциям, методика такого учета определена Обществом приказом об учетной политике.
Из материалов дела видно, что приказом об учетной политике на 2004 год установлен порядок определения заявителем суммы НДС, предъявляемой к вычету при осуществлении операций, облагаемых налогом по различным ставкам. Согласно пункту 3.1.3.1 приказа НДС, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), включая уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, за налоговый период распределяется между экспортом и реализацией на территории Российской Федерации пропорционально удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт и выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в общей сумме выручки от реализации (без учета НДС).
НДС, уплаченный за товары (работы, услуги), приходящийся на экспорт, с учетом НДС по неподтвержденному экспорту за предыдущий период, пересчитывается на удельный вес подтвержденного экспорта за отчетный период в общем объеме реализации товаров (работ, услуг) на экспорт. Доля подтвержденного экспорта определяется за отчетный месяц. В этом случае НДС, приходящийся на подтвержденный экспорт, определяется за месяц с учетом остатка на начало месяца (пункт 3.1.3.2 приказа).
Таким образом, в соответствии с принятой учетной политикой Общество предъявляет к возмещению из бюджета "входной" НДС пропорционально выручке от реализации товаров на экспорт, факт экспорта которых документально подтвержден.
В материалах дела имеется справка-расчет суммы "входного" НДС, приходящейся на подтвержденный и неподтвержденный экспорт, представленная Обществом в Инспекцию N 8 вместе с уточненной декларацией за апрель 2004 года.
Расчет долей НДС, приходящихся на подтвержденный и неподтвержденный экспорт, произведен заявителем за спорный налоговый период в соответствии с принятой им учетной политикой и не противоречит нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Общество правомерно в соответствии с положениями статей 165, 171, 172 и 176 НК РФ применило налоговые вычеты по НДС, отразив их в уточненной декларации за апрель 2004 года.
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не нарушены нормы материального или процессуального права, а переоценка установленных ими фактических обстоятельств дела в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.06 по делу N А56-41230/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2007 г. N А56-41230/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника