Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 февраля 2007 г. N А44-2144/2006-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Никитушкиной Л.Л., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЮПМ - Кюммене Пестово" Никитиной Т.Д. (доверенность от 10.10.06 N 10),
рассмотрев 30.01.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.10.06 по делу N А44-2144/2006-13 (судья Бочарова Н.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ - Кюммене Пестово" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 20.06.06 N 78 в части отказа в применении вычета по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 88 111 руб. за февраль 2006 года по налоговой ставке 0%.
Решением суда от 02.10.06 заявленные требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпунктов 2 и 5 статьи 169" следует читать "подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169"
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт. По мнению налогового органа, счета-фактуры оформлены с нарушением требований подпунктов 2 и 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган декларацию по НДС за февраль 2006 года по налоговой ставке 0 процентов.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку данной декларации. На основании материалов проверки принято решение от 20.06.06 N 78, которым Обществу отказано в применении вычета по НДС в сумме 88 111 руб.
Основанием для принятия решения послужил вывод Инспекции о том, что не подтверждена уплата НДС поставщиками Общества, они не находятся по адресам, указанным в счетах-фактурах, не отчитываются в налоговых органах с 2005 года; счета-фактуры, выставленные Обществу поставщиками, оформлены с нарушением положений статьи 169 НК РФ.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что налогоплательщик выполнил все требования законодательства о налогах и сборах, необходимые для предъявления сумм НДС к вычету.
Кассационная инстанция считает решение суда правильным и обоснованным.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение НДС и порядок реализации этого права при экспорте товаров установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров в таможенном режиме экспорта подлежат возмещению путем зачета (возврата). В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, и документов, подтверждающих уплату сумм налога.
Судом первой инстанции установлено, что в подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов при исчислении НДС Общество представило в налоговый орган все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ. Экспорт товаров подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается.
Требования к оформлению счетов-фактур приведены в статье 169 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, а в соответствии с пунктом 2 названной статьи счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (продавца) и покупателя, а также наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя. Таким образом, названной нормой права не предусмотрено, какой именно адрес следует указывать при оформлении счета-фактуры: приведенный в учредительных документах или фактическое место нахождения юридического лица.
Согласно Приложению N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в счете-фактуре указывается адрес местонахождения в соответствии с учредительными документами. Суд установил, что адреса поставщиков, приведенные в счетах-фактурах, соответствуют адресам их государственной регистрации. Следовательно, вывод налогового органа о ненадлежащем оформлении представленных заявителем счетов-фактур несостоятелен и правомерно признан судом необоснованным.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.03 N 329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие добросовестные налогоплательщики как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Отсутствие у Инспекции информации об уплате налога в бюджет поставщиками Общества, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, не может быть признано основанием для отказа ему в применении налоговых вычетов.
В постановлении Пленума от 12.10.06 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, в том числе уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
При рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды, которые, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
В данном случае налоговый орган не представил в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных для применения налогового вычета документов или о недобросовестности Общества как налогоплательщика. Поэтому суд обоснованно признал недействительным решение налогового органа.
Доводы кассационной жалобы Инспекции направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта нет.
Доводы кассационной жалобы Инспекции направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.10.2006 по делу N А44-2144/2006-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2007 г. N А44-2144/2006-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника