Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 февраля 2007 г. N А52-1139/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Власовой М.Г. и Грачевой И.П.,
при участии от Администрации Псковской области Лукьяновой Н.А. (доверенность от 12.09.2006), от Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Диановой С.И. (доверенность от 29.01.2007) и Вдовиной Н.И. (доверенность от 07.02.2007),
рассмотрев 12.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Великие Луки на решение от 31.07.2006 (судья Яковлев А.Э.) и постановление апелляционной инстанции от 11.10.2006 (судьи Рутковская Л.Г., Васильева О.Г., Тимаева Ф.И.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-1139/2006,
установил:
Прокурор Псковской области обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к администрации Псковской области (далее - Администрация) о признании незаконными действия и бездействие Администрации по отказу и непередаче в установленный срок в собственность субъекта федерации Псковской области муниципального имущества, подлежащего передаче, также об обязании Администрации в течение 15 дней со дня вынесения решения суда передать в собственность Псковской области следующее муниципальное имущество:
для учреждения здравоохранения "Великолукский туберкулезный диспансер":
- здание взрослого отделения, ул. Сибирцева. д. 45,
- здание детского отделения, ул. Сибирцева, д. 23,
- корпус хозяйственный, ул. Сибирцева, д. 45;
для учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер":
- основное здание, ул. Сибирцева, д. 40,
- гараж металлический;
для учреждения здравоохранения "Детский санаторий "Великолукский":
- здание детского санатория, ул. Некрасова, д. 5/4,
- ледник;
для учреждения здравоохранения "Великолукский онкологический диспансер":
- административное здание,
- гараж кирпичный,
- здание основное онкологического диспансера, ул. Ставского, 77,
- пищеблок,
- погреб (овощехранилище),
- пристройка для радиоизотопной пушки;
для учреждения здравоохранения "Великолукский наркологический диспансер":
- нежилой дом. ул. К. Либкхнехта, 18а,
- гараж;
для учреждения здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер":
- здание диспансера, ул. Некрасова, д. 9,
- здание прачечной,
- здание лаборатории;
для учреждения образования "Специальная (коррекционная) школа N 14 с трудовой подготовкой":
- часть здания (1747,5 кв. м) для размещения школы, ул. 3-й Ударной Армии, д. 69,
- склад кирпичный;
для учреждения образования "Великолукская средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
- комплекс строений школы-интерната, ул. Половская, д. 3: (общежитие, спальный корпус 3-х этажный (1959г.), гараж кирпичный, овощехранилище, здание Кирпичное учебно-административное (1977г.), навес кирпичный, здание пристройки 3-х этажное (1992 г.), хозяйственный блок (1993г.), кирпичная эстакада (1992 г.).
- здание одноэтажное (1950 г.), ул. Симина: (теплица кирпично-деревянная (1961 г.), навес для дров (1996 г.), забор железобетонный (2000 г.).
- комплекс строений оздоровительного лагеря школы-интерната "Изоча", расположенного в д. Изоча, Невельского района;
для учреждения социальной поддержки и защиты граждан:
- одноэтажное здание для отдела социальной защиты населения, пр. Гагарина, д. 6а,
- комплексный центр социального обслуживания населения: (часть специализированного здания (комната ночного пребывания), пер. Санитарный, д. 3, встроенное помещение (офис) в жилом доме, пр. Гагарина, д. 8, часть встроенного помещения для размещения приюта для несовершеннолетних в доме N 23, ул. Вокзальная, часть встроенного помещения для размещения дома ночного пребывания (140,1 кв. м), ул. Гражданская, д. 30/12, часть встроенного помещения площадью 46,8 кв. м в здании по ул. Дружбы, д. 7).
Также заявитель просил суд обязать передать всю необходимую документацию для регистрации недвижимого имущества.
Делу присвоен N А52-71/2006/2.
Администрация города Великие Луки обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к администрации Псковской области о признании недействительными распоряжений администрации Псковской области от 19.12.2003 N 280-р и N 282-р в части недвижимого имущества, передаваемого из собственности муниципального образования города Великие Луки в собственность субъекта Российской Федерации, распоряжения от 23.12.2005 N 292-р и распоряжения от 22.02.2006 N 24-р в части движимого и недвижимого имущества, передаваемого из собственности муниципального образования города Великие Луки в собственность Псковской области.
Делу присвоен N А52-617/2006/2.
Определением от 27.03.2006 упомянутые дела объединены в одно производство. Делу присвоен N А52-71/2006/2.
Определением от 17.04.2006 (судья Яковлев А.Э.) суд выделил из дела N А52-71/2006/2 в отдельное производство требования, связанные с объектами недвижимости, расположенными по адресу: Великие Луки, ул. 3-я Ударная Армия, д. 69, корп. 1; пер. Санитарный, д. 3; пр. Гагарина, д. 6-а; ул. Ставского, д. 81.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям, Главное управление социального развития и труда Псковской области, Управление образования города Великие Луки, государственное образовательное учреждение "Специальная коррекционная общеобразовательная школа N 9 VIII вида", муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница", государственное учреждение здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со спидинфекцией и инфекционными заболеваниями Псковской области".
Решением от 31.07.2006 суд признал незаконным бездействие администрации города Великие Луки, связанные с передачей в собственность администрации Псковской области следующего недвижимого имущества: здание, расположенное в городе Великие Луки, ул. 3-ей Ударной Армии, д. 69, кор.1; здание, расположенное по адресу: Великие Луки, пр. Гагарина, д. 6-а; второго этажа здания, расположенного по адресу: Великие Луки, ул. Ставского, д. 81, как несоответствующее пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 7, 9 Закона области от 10 февраля 1998 года N 5-оз "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Псковской области". В остальной части требования о признании незаконными бездействий администрации города Великие Луки, связанных с передачей в собственность администрации Псковской области здания, расположенного по адресу г. Великие Луки, пер. Санитарный, д. 3, отказал.
Суд также отказал в иске прокурору Псковской области в части требований об обязании передать спорное имущество в связи с тем, что спорное имущество фактически передано Псковской области и находится у субъекта федерации.
Суд также отказал в иске администрации города Великие Луки о признании недействительными распоряжений от 19 декабря 2005 года N 280-р, от 19 декабря 2005 года N 282-р, от 23 декабря 2005 года N 292-р и от 22 февраля 2006 года N 24-р.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г. Великие Луки просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что спорное имущество использовалось передаваемыми в государственную собственность Псковской области учреждениями на праве безвозмездного пользования, а не на праве оперативного управления, и в состав имущества, предлагаемого администрацией г. Великие Луки не входило. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что нарушений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, допущено не было, не соответствует нормам законодательства и материалам дела.
Администрация Псковской области в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представители Администрации Псковской области и Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о времени и месте слушания дела извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Материалами дела подтверждается следующее.
Во исполнение статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " решением Великолукской городской Думы от 26.08.2005 N 65 администрация города Великие Луки наделена полномочиями по передаче (принятию) имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Администрация г. Великие Луки в сентябре 2005 года направила в администрацию Псковской области предложения по передаче в собственность Псковской области объектов муниципальной собственности в сфере социального обслуживания населения, образования, здравоохранения.
Распоряжениями администрации Псковской области от 19.12.2005 N 280-р, 282-р, от 23.12.2005 N 292-р принято предложение Госкомитета с учетом предложений органов местного самоуправления г. Великие Луки о безвозмездной передаче в собственность области муниципального имущества, необходимого для осуществления полномочий Псковской области в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, согласно приложениям; предписано осуществить приемку-передачу имущества до 31.12.2005; определено, что право собственности на передаваемое имущество переходит к Псковской области с момента подписания передаточного акта, но не позднее 31 декабря 2005 года.
Администрация г. Великие Луки, считая, что в приложения к названным распоряжениям администрации Псковской области необоснованно включено недвижимое имущество, которое к передаче в собственность субъекта российской Федерации орган местного самоуправления не предлагал, письмом от 27.01.2006 N 116 обратилась к администрации Псковской области с просьбой внести изменения в данные приложения в соответствующей части, направив перечни имущества в своей редакции.
Распоряжением администрации Псковской области от 22.02.2006 N 24-р с учетом предложений администрации г. Великие Луки от 27.01.2006 N 116 в связи с реорганизацией Комплексного центра социального обслуживания населения путем разделения на четыре муниципальных учреждения в приложения к распоряжению от 23.12.2005 N 292-р внесены изменения с изложением приложений в новой редакции.
Приказами Госкомитета от 26.02.2006 N 79, 80, 81 принято в одностороннем порядке в собственность Псковской области имущество, указанное в приложениях к распоряжениям администрации Псковской области от 23.12.2005 N 292-р, от 19.12.2005 N 280-р и 282-р, необходимое для осуществления полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, здравоохранения, образования.
Прокурор, позицию которого поддерживают администрация Псковской области и Госкомитет, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, считая, что передаче в областную собственность подлежит также и недвижимое имущество, используемое передаваемыми учреждениями здравоохранения, образования, социальной сферы, независимо от оснований такого использования.
Администрация г. Великие Луки, возражая против требований прокурора и заявляя самостоятельные требования об оспаривании распоряжений администрации Псковской области, ссылалась на то, что объекты недвижимости, не включенные в предложения, должны оставаться в муниципальной собственности.
Суд кассационной инстанции находит выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, правильными, а судебные акты - не подлежащими отмене или изменению.
Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнен главами IV.1 и IV.2 (статьи 26.1-26.22). Согласно статье 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов в области образования, организации оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, относящихся к категориям социально незащищенных слоев населения и льготным категориям.
Статьей 26.11 упомянутого Закона предусмотрено, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статье 26.3. Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться следующее имущество: необходимое для материально-технического обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных учреждений; необходимое для оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях; необходимое для социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 21.07.2005) на органы местного самоуправления возложена обязанность до 1 января 2006 года обеспечить безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральными законами.
Федеральным законом от 12.10.2005 N 129-ФЗ пункт 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ изменен; срок, в течение которого должна быть осуществлена безвозмездная передача имущества, продлен до 1 января 2008 года; органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество безвозмездно использовать данное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен порядок безвозмездной передачи имущества, необходимого для осуществления полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, из одного уровня собственности в другой. Названным пунктом в редакции, действовавшей на момент направления администрацией г. Великие Луки в сентябре 2005 года предложений по передаче имущества, предписывалось осуществить такую передачу не позднее 31.12.2005.
Проанализировав положения законодательства, регулирующего вопросы разграничения полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, экономической основы деятельности публичных образований, правового положения учреждений, суд пришел к правильному выводу, что передаче в собственность Псковской области подлежало все имущество, необходимое для функционирования передаваемых учреждений, в том числе недвижимое имущество, используемое этими учреждениями, независимо от оснований использования (на условиях безвозмездного пользования, на праве оперативного управления или ином вещном праве).
Судом на основании материалов дела установлено, что спорное имущество по своему назначению соответствует профилю передаваемых учреждений.
Довод администрации г. Великие Луки о неправомерном, по ее мнению, принятии администрацией Псковской области в областную собственность имущества, не включенного в предложения органа местного самоуправления, обоснованно отклонен судом, так как все спорное имущество относится к учреждениям, которые администрация г. Великие Луки предлагала передать. Возможность выборочной передачи имущества, используемого соответствующими учреждениями, из положений названных выше федеральных законов не следует.
Что касается изменения сроков безвозмездной передачи, то при отклонении этого довода судом также правомерно учтено следующее. Процедура передачи имущества начата до внесения соответствующих изменений в законодательство; предложений по приостановлению данного процесса или по отзыву направленных ранее предложений в связи с изменением сроков от администрации г. Великие Луки не поступало; разногласия между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием возникли не столько по срокам, сколько по составу передаваемого имущества; учреждения, имущество которых администрация г. Великие Луки отказывается передавать, приняты в областную собственность и Псковская область несет расходы по их содержанию.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что позиция администрации г. Великие Луки, отказывающейся подписать акт передачи в собственность Псковской области отдельные объекты, используемые учреждениями здравоохранения, образования, социальной сферы, не соответствует статье 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ, пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в связи с чем нарушаются права Псковской области как субъекта правоотношений, а оспариваемые администрацией г. Великие Луки распоряжения администрации Псковской области указанным законам не противоречат.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требование прокурора о признании бездействия и действий администрации г. Великие Луки незаконными и отказал в признании недействительными распоряжений администрации Псковской области.
Спора в отношении здания, расположенного по адресу г. Великие Луки, пер. Санитарный, д. 3, в настоящее время между сторонами по делу не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 31.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 11.10.2006 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-1139/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Великие Луки - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
И.Л. Грачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2007 г. N А52-1139/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника