Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 февраля 2007 г. N А26-4601/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кирейковой Г.Г. и Старченковой В.В.,
при участии от ОАО "Российские железные дороги" Антиповой Ю.Н. (доверенность от 02.08.2006), от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Р.Г. (доверенность от 01.08.2006),
рассмотрев 14.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.08.2006 по делу N А26-4601/2006 (судья Денисова И.Б.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 518 050 руб. расходов, понесенных в результате предоставления отдельным категориям граждан льготы по оплате проездных железнодорожных документов в декабре 2004 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах).
Определением от 03.07.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия (далее - Минздрав РК).
Решением от 25.08.2006 исковые требования удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В иске к Минфину РК отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемое решение отменить и в иске к Минфину РФ отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
По мнению подателя жалобы, исковые требования должны быть удовлетворены за счет казны Республики Карелия, поскольку ей из федерального бюджета были выделены денежные средства на реализацию Закона об инвалидах, однако Минфин РК в 2004 году эти средства не распределил. Кроме того, Минфин РФ указывает, что суд необоснованно "отклонил доводы о неисполнении истцом обязательств по договору от 16 июня 2004 года N 394/ДОП-7".
Минфин РФ и Минздрав РК надлежащим образом уведомлены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представители ОАО "Российские железные дороги" и Минфина РК просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом в декабре 2004 года в соответствии со статьей 30 Закона об инвалидах отдельным категориям граждан предоставлены льготы по оплате проездных железнодорожных документов. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела.
Возникновение у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Минфин РФ указывает, что Российская Федерация в 2004 году полностью выполнила свои обязательства по финансированию льгот, предусмотренных Законом о ветеранах, однако Минфин РК не распределил в полном объеме денежные средства, поступившие из федерального бюджета, поэтому иск следует удовлетворить за счет казны Республики Карелия.
Минфин РК указывает на недостаточность денежных средств, перечисленных из федерального бюджета в целях финансирования льгот, установленных Законом о ветеранах, и полагает, что иск подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Минздрав РК указывает, что в 2004 году денежные средства, предназначенные для возмещения расходов, возникших в результате предоставления гражданам льгот, установленных Законом об инвалидах, из федерального бюджета не поступали.
Суд посчитал требование истца, обращенное к Минфину РФ, обоснованным по праву и по размеру и удовлетворил иск в полном объеме за счет казны Российской Федерации. В иске к Минфину РК суд отказал в связи с недоказанностью нецелевого или неполного использования средств, перечисленных из федерального бюджета.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
В соответствии со статьей 4 Закона об инвалидах (в редакции, действовавшей в спорный период) установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 30 названного Закона, действовавшей в спорный период, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.
Источник финансирования этой льготы Законом об инвалидах не определен.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по проезду на железнодорожном транспорте, установленных Законом об инвалидах, за счет казны Российской Федерации в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета Республике Карелия для компенсации затрат по реализации Закона.
Довод Минфина РФ о том, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет казны Республики Карелия, правомерно не принят судом первой инстанции, так как Минфин РФ не представил доказательств нецелевого использования Минфином РК денежных средств, выделенных из федерального бюджета, а также доказательств наличия неиспользованного остатка этих средств на момент вынесения судом решения.
Доводы кассационной жалобы, касающиеся неисполнения истцом обязательств по договору от 16.06.2004 N 394/ДОП-7, заключенному между ним и Минздравом РК, не имеют отношения к существу спора, так как обязанность возместить расходы в связи с перевозкой льготных категорий граждан установлена Законом об инвалидах.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, кассационная инстанция не усматривает.
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.08.2006 по делу N А26-4601/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2007 г. N А26-4601/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника