Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 февраля 2007 г. N А42-6114/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 июня 2007 г.
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Мунтян Л.Б., Троицкой Н.В.,
при участии от муниципального учреждения Администрации города Кировска Мурманской области Британ Р.В. (доверенность от 21.08.2006),
рассмотрев 06.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2006 (судьи Старовойтова О.Р., Копылова Л.С, Савицкая И.Г.) по делу N А42-6114/2005,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с муниципального учреждения Администрации города Кировска Мурманской области (далее - Администрация) 6 434 700 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год и 966 800 руб. пеней.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент финансов Мурманской области.
Решением суда от 24.01.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2006 решение от 24.01.2006 изменено. С Администрации в пользу Фонда взыскано 3 483 руб. пеней, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 13.11.2006, а решение суда от 24.01.2006 оставить в силе. По мнению Фонда, суд апелляционной инстанции не учел, что неоднократно изменяя и утверждая в течение 2004 года размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, Администрация вышла за пределы своих полномочий. Фонд не согласен с выводом апелляционного суда о том, что Администрацией правомерно перечислены страховые взносы с учетом корректировки численности неработающего населения на 01.07.2004. Фонд полагает, что в соответствии с содержанием протокола согласования от 01.07.2004 численности застрахованного неработающего населения города Кировска с подведомственной территорией, указанное в нем количество неработающего населения согласовано для расчета суммы страховых взносов в целях подготовки проектов законов Мурманской области о бюджете Фонда и областном бюджете на предстоящий 2005 год.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить в силе постановление апелляционной инстанции, считая его законным и обоснованным.
До начала судебного заседания от Фонда поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью главного специалиста - заведующий юридического отдела Кондратьевой З.В., и нахождением юрисконсульта Корнейчук Е.Б. в учебном отпуске. Учитывая, что Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, для представления своих интересов в суде юридическое лицо имело возможность привлечь иных представителей, выдав им надлежащим образом оформленную доверенность, правовая позиция Фонда изложена в письменных документах имеющихся в материалах дела, явка представителей сторон в суд кассационной инстанции не признана обязательной, а также с учетом пределов сроков рассмотрения кассационной жалобы, установленных статьей 285 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении ходатайства Фонда.
В судебном заседании представитель Администрации возражал против удовлетворения жалобы.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка представленных Администрацией расчетных ведомостей по платежам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год, в ходе которой установлено, что Администрация за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 уплатила 27 500 000 руб. страховых взносов. Сумма страховых взносов, необходимая для обеспечения территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи, в части территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - территориальная программа) для Администрации и Фонда за 2004 год составила 33 934 700 руб. Из материалов дела усматривается, что названная сумма установлена из расчета 18 815 человек застрахованных, (численность неработающего населения согласована Администрацией и Фондом на момент заключения договора на обязательное медицинское страхование неработающего населения от 10.01.2004 N 43-10509(2) (том 1, лист дела 54) и размера страхового взноса на каждое застрахованное лицо в сумме 150 руб. 30 коп. в месяц.
Поскольку Администрацией по состоянию на 01.01.2005 перечислена Фонду не вся сумма страховых взносов, предусмотренная в бюджете Фонда территориальной программой, и задолженность по страховым взносам за 2004 год составила 6 434 700 руб., Фонд по итогам принял решение от 18.03.2005 N 2, в котором предложил Администрации уплатить названную сумму задолженности по страховым взносам и 77 310 руб. пеней.
Фонд направил плательщику требование от 18.03.2005 N 2 об уплате в десятидневный срок с момента его получения недоимки по страховым взносам и пеней по состоянию на 01.01.2005.
Указанное требование в установленный срок Администрация не исполнила, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в проверяемый период (далее - Закон N 1499-1), страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В соответствии со статьей 17 названного Закона местная администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Аналогичное положение содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (далее - Инструкция). Согласно Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования на 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, также указано, что органы местного самоуправления должны перечислять средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих представление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.
Согласно статье 22 Закона N 1499-1 указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Предусматриваемые такими программами объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Законом Мурманской области от 27.12.1999 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" в редакции Закона Мурманской области от 23.12.2003 N 459-01-ЗМО (далее - Закон N 174-01-ЗМО) предусмотрено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются, исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и указывается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется, исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.
Постановлением правительства Мурманской области от 20.10.2003 N 281-ПП/14 размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2004 году утвержден в сумме 150 руб. 30 коп.
В соответствии со статьей 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключенного между субъектами медицинского страхования.
Как установлено судами, Законом Мурманской области от 23.12.2003 N 458-01-ЗМО "О бюджете МТФОМС на 2004 год" сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для Администрации на 2004 год утверждена в размере 33 934 700 руб., из расчета 18 815 человек застрахованных и размера страхового взноса на каждое застрахованное лицо в сумме 150 руб. 30 коп. в месяц.
В 2004 году между Фондом и Администрацией действовал договор обязательного медицинского страхования неработающего населения граждан от 10.01.2004 N 43-1050(2) (том 1, листы дела 54-56), согласно условиям которого Администрация приняла на себя обязательство по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Положением и Инструкцией.
Пунктом 4 договора от 10.01.2004 N 43-1050(2) определена общая численность застрахованных, которая на момент заключения договора составляла 18 815 человек, и предусмотрена ее ежеквартальная корректировка.
В материалах дела имеется протокол согласования численности застрахованного неработающего населения города Кировска с подведомственной территорией от 01.07.2005 (далее - протокол согласования), в котором указано, что в соответствии с пунктом 4 договора от 10.01.2004 N 43-1050(2) стороны определяют, что для расчета суммы страховых взносов на неработающее население и подготовки проектов законов Мурманской области о бюджете МТФОМС и областном бюджете на предстоящий 2005 финансовый год будет учтена численность застрахованного неработающего населения города Кировска с подведомственной территорией по состоянию на 01.07.2004 в количестве 18 044 человек.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что стороны согласовали в данном протоколе численность застрахованного неработающего населения в количестве 18 044 человек для расчета суммы страховых взносов в целях подготовки проектов законов Мурманской области о бюджете Фонда и областном бюджете на предстоящий 2005 год и указанная численность населения не может быть применена с 01.07.2004 при определении размера страховых взносов, подлежащих уплате Администрацией за 2004 год.
Суд первой инстанции сделал вывод, что Администрация, приняв по договору от 10.01.2004 N 43-1050(2) обязательство уплатить в 2004 году страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 18 815 застрахованных и с учетом страхового взноса в месяц 150 руб. 30 коп., установленного постановлением Правительства Мурманской области от 20.10.2003 N 281-ПП/14, должна была уплатить за 2004 год страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 33 934 700 руб. Поскольку Администрация уплатила в 2004 году 27 500 000 руб. страховых взносов, то суд первой инстанции взыскал с ответчика б 434 700 руб. задолженности по страховым взносам и 966 800 руб. пеней, начисленных за их несвоевременную уплату за период с 01.01.2004 по 16.11.2005.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что протокол согласования подписан сторонами только в целях расчета суммы взносов на 2005 год. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в тексте протокола согласования имеется ссылка на пункт 4 договора от 10.01.2004 N 43-1050(2), в котором предусмотрена возможность корректировки численности застрахованных в течение 2004 года.
Суд кассационной инстанции соглашается с оценкой протокола согласования, данной судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решения суда от 24.01.2004, исходил из того, что Администрация за 2004 год правомерно перечислила страховые взносы с учетом численности застрахованных, предусмотренной договором с учетом ее корректировки на 01.07.2004, (то есть с 01.01.2004 по 30.06.2004, исходя из 18 815 застрахованных, с 01.07.2004 по 31.12.2004 , исходя из 18 044 застрахованных).
Между тем, вывод суда апелляционной инстанции о том, что при определении суммы страховых взносов, которые должна была уплатить за 2004 год Администрация, необходимо учитывать размер страхового взноса на каждого застрахованного, предусмотренного пунктом 11 договора (94 руб. 20 коп.), и утвержденного решениями Кировского Совета депутатов от 17.09.2004 N 33 и от 31.12.2004 N 33 (соответственно 133 руб. 48 коп. и 136 руб. 55 коп.) не соответствует статье 2 Закона N 459-01-ЗМО.
В соответствии со статьей 2 Закона N 459-01-ЗМО размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается Правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
В целях обеспечения конституционных прав населения Мурманской области на получение бесплатной медицинской помощи и реализации Закона N 1499-1 Правительство Мурманской области постановлением от 20.10.2003 N 281-ПП/14 утвердило размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 150 руб. 30 коп. в месяц на одного застрахованного.
Кассационная инстанция считает, что пункт 11 договора от 01.10.2004 N 43-1050(2), которым сторонами согласован размер страхового взноса на каждого застрахованного в месяц 94 руб. 20 коп., а также решения Кировского Совета депутатов от 17.09.2004 и от 31.12.2004 противоречат статье 2 Закона N 459-01-ЗМО и постановлению Правительства Мурманской области от 20.10.2003.
Таким образом, при определении размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащего уплате Администрацией за 2004 год, следует применять размер страхового взноса 150 руб. 30 коп. в месяц за одного застрахованного.
В силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе давать оценку фактическим обстоятельствам, которые должны быть установлены судами первой и (или) апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции необходимо установить размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, который должна была перечислить Администрация за 2004 год с учетом размера страхового взноса в месяц на застрахованного 150 руб. 30 коп.: в зависимости от него определить задолженность Администрации по страховым взносам, предложить сторонам провести сверку расчетов по пеням с учетом установленной задолженности по страховым взносам, принять законное и обоснованное постановление.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2006 по делу N А42-6114/2005 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2007 г. N А42-6114/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника