Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 февраля 2007 г. N А66-9108/2005
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Асмыковича А.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области Власенковой Ю.А. (доверенность от 16.02.2007 N 03-35/01754), Соловьевой Е.В. (доверенность от 16.02.2007 N 03-35/01755), от Тверской региональной общественной организации охотников "Егеръ" Никифорова А.А. (доверенность от 02.01.2007), Титова А.В. (доверенность от 02.01.2007), Федина А.В. (доверенность от 26.02.2006),
рассмотрев 20.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.09.2006 по делу N А66-9108/2005 (судья Владимирова Г.А.),
установил:
Тверская региональная общественная организация охотников "Егеръ" (далее - ТРООО "Егеръ", организация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области (далее - Инспекция): решения от 03.08.2005 N 312/147 о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования от 03.08.2005 N 1185 об уплате налога и пеней.
Решением суда первой инстанции от 15.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2006, заявление удовлетворено.
Постановлением кассационной инстанции от 26.06.2006 судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 26.09.2006 заявление ТРООО "Егеръ" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятое по делу решение суда и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права - пункты 8 и 14 статьи 250, подпункта 4 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункта 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку декларации по налогу на прибыль за 2004 год, представленной организацией 28.03.2005, о чем составила акт от 23.06.2005 N 332/178.
В ходе проверки Инспекция установила, что в нарушение пунктов 8, 14 статьи 250, подпункта 14 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль за 2004 год ТРООО "Егеръ" не включила в состав внереализационных доходов суммы, поступившие в виде безвозмездно полученного имущества от физических и юридических лиц и использованные не по целевому назначению; налогоплательщик не имеет статуса "благотворительной организации"; не представил документы, подтверждающие проведение работ, направленных на охрану природной среды и защиту животных.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных организацией возражений по акту проверки инспекция приняла решение от 03.08.2005 N 312/147, которым привлекла ТРООО "Егеръ" к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 510 192 руб. штрафа и предложила уплатить 2 550 960 руб. налога на прибыль, 130 603 руб. 78 коп. пеней и указанную сумму штрафа.
На основании решения налоговый орган выставил организации требования от 03.08.2005 N 1185 об уплате налога и пеней и N 1186 об уплате налоговой санкции в срок до 15.08.2005.
РООО "Егеръ" не согласилась с решением и требованием налогового органа и обжаловала их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление организации, и кассационная коллегия не находит оснований для отмены такого решения суда.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с этой главой.
К доходам в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 248 НК РФ) относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса с учетом положений указанной главы;
2) внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.
В силу статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:
в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ (пункт 8);
в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств (пункт 14).
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. В названной норме приведен перечень имущества, которое может быть оценено как средства целевого финансирования.
При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ);
средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подпункт 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ).
В силу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Закон N 135-ФЗ дано определение "благотворительная деятельность", а также перечислены виды и формы благотворительных пожертвований.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительные пожертвования осуществляются в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами (статья 5 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях охраны окружающей природной среды и защиты животных.
В статье 4 Закона N 135-ФЗ указано, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно статье 1 Федерального закона "О животном мире" охрана животного мира - это деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира. В соответствии со статьей 34 этого Федерального закона к видам пользования животным миром относятся, в частности, охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Согласно статье 27 Федерального закона "О животном мире" при соблюдении установленных указанным Законом условий пользования допускается осуществление мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания.
Статьей 21 НК РФ закреплено право налогоплательщиков использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Претендуя на льготу, налогоплательщик должен обосновать свое право соответствующими документами.
В соответствии с учредительными документами налогоплательщик является общественной организацией.
Согласно статье 1 Устава ТРООО "Егеръ" использует имущество для целей, определенных в Уставе. Организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям. Извлечение прибыли не является основной целью своей деятельности.
Статьей 2 Устава ТРООО "Егеръ" определены основные цели деятельности организации:
удовлетворение неимущественных и иных потребностей членов организации в охоте и рыбной ловле (в том числе любительской и спортивной), а также в ином природопользовании путем организации и ведения рыболовно-охотничьего хозяйства, не наносящего ущерб природным ресурсам, и минимально возможное воздействие на окружающую природную среду;
наиболее эффективное исполнение конституционной обязанности по охране природы и окружающей среды, а также защита общих интересов членов организации;
в установленном законодательством порядке участие в деятельности природоохранных организаций, создание организаций общественного контроля за соблюдением природоохранного законодательства, а также осуществляющих природопользование, таких как потребительские кооперативы и общества охотников и рыболовов.
Для достижения уставных целей организация в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О животном мире" вправе: получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
проводить общественную экологическую экспертизу;
осуществлять общественный контроль;
проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;
содействовать реализации соответствующих государственных программ.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" общественные и иные организации имеют право:
разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;
рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничения, приостановления, прекращения или перепрофилирования их деятельности;
требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;
организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сборы подписей, вносить предложения по проведению обсуждений проектов, референдумов;
требование назначения государственной экологической экспертизы, выступления с изложением экологической платформы в средствах массовой информации.
Согласно статье 3 Устава ТРООО "Егеръ" источниками формирования имущества организации являются в том числе вступительные и членские взносы; добровольные взносы и пожертвования; поступления от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; других не запрещенных законом поступлений.
Положения Налогового кодекса Российской Федерации не обуславливают применение статьи 251 НК РФ наличием у налогоплательщика статуса благотворительной организации. Законодательством не запрещено осуществление благотворительной деятельности при отсутствии этого статуса.
Как видно из материалов дела в целях охраны окружающей природной среды и защиты животных организация в соответствии с положениями Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", заключила договоры от 02.02.2004 с ООО "Пресс сервис-медиа" (благотворитель), от 08.01.2004 с ООО "ЛИ ГРАНТ" (благотворитель), от 02.09.2004 с ЗАО "Сервис Делового Мира" (благотворитель), которыми регулируются правоотношения сторон, связанные с безвозмездной передачей денежных средств благотворителем благополучателю (том дела 1, листы 31 - 33; том дела 2, листы 63 - 65, том дела 3, листы 13 - 15).
Под охраной окружающей природной среды и защиты животных в рамках договоров понимаются сохранение (восстановление) почвенного плодородия и ликвидация последствий загрязнений; рекультивация земель; охрана водных ресурсов, включая защиту грунтовых вод от загрязнения; защита лесных угодий от уничтожения, вырубок, уничтожения отдельных групп растений, их редких видов; контроль за соблюдением ограничений по использованию растительных ресурсов, лесных насаждений; создание санитарно-защитных зон, лесовосстановительные и лугово-мелиоративные мероприятия; охрана животного мира; сохранение и восстановление численности отдельных видов животных, сохранение мест обитаний и кормовой базы; рыбозащитные мероприятия.
РООО "Егеръ" также заключила договоры на безвозмездную передачу (дарение) денежных средств на цели охраны окружающей природной среды и защиты животных с физическими лицами Орищенко С.В., Барановым Л.И., Горячевым А.В., Губецковым Р.В., Гусевым Г.О., Тезяковой Н.В. (том дела 1; листы 34; том дела 2, листы 47 - 48, 53 - 56, 144 - 146; том дела 3, листы 1 - 2, 7 - 8, 54).
Организацией представлены отчеты об использовании средств целевого финансирования и расшифровки расходов на ведение уставной деятельности организации за счет переданных средств (том дела 2, листы 51, 52, 61, 62, 103 - 105, 140 - 142, 151 - 152; том дела 3, листы 5 - 6, 11 - 12, 40 - 44, 51 - 53, 56 - 57), приходно-кассовые ордера о получении денежных средств (том дела 2, листы 49 - 50, 57 - 60, 147 - 150; том дела 3, листы 3 - 4, 9 - 10, 55), договор купли-продажи (том дела 1, листы 66 - 68), договор об оказании услуг по охране имущества при его транспортировке (том дела 1, листы 69 - 71), положение об оплате труда работников (том дела 1, листы 72 - 74), штатное расписание и его изменения (том дела 1, листы 75 - 78), долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира и договоры о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром (том дела 1, листы 120 - 157; том дела 2 листы 1 - 23), заявки на целевое финансирование (том дела 2, листы 66 - 70, 110 - 113; том дела 3 листы 16, 48), платежные поручения на перечисление денежных средств обществу (том дела 2, листы 71 - 80, 115 - 119, том дела 3 листы 18, 50), договоры купли-продажи транспортных средств, компьютеров, на изготовление информационных щитов и документы об оплате товаров (том дела 2, листы 82 - 87, 93 - 102, 122 - 129, 131 - 135, 137 - 139; том дела 3, листы 22 - 39), платежное поручение на оплату семян (том дела 3 лист 58), приказы о проведении биотехнических мероприятий по подкормке медведей и кабанов (том дела 3, лист 106), акты на списание материальных ценностей при проведении биотехнических мероприятий (том дела 3, листы 107 - 114), приказы о вводе в эксплуатацию транспортных средств и автоприцепов (том дела 3, листы 106, 115 - 122) и другие.
Пунктом 2 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, также осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно положениям статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
При новом рассмотрении суд сделал правильные выводы о том что, ТРООО "Егеръ" по своему статусу может выступать в качестве субъекта получения пожертвования, а следовательно, поступившие организации денежные средств признаются таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Суд сделал также обоснованный вывод о том, что приобретение организацией транспортных средств, компьютеров, заказ и изготовление информационных щитов связаны с осуществлением уставной деятельности (удовлетворение неимущественных и иных потребностей членов организации в охоте и рыбной ловле (в том числе любительской и спортивной), а также в ином природопользовании, путем организации и ведения рыболовно-охотничьего хозяйства, не наносящего ущерб природным ресурсам и оказывающего минимально возможное воздействие на окружающую природную среду) или на осуществление благотворительной деятельности. В материалы дела представлены документы, подтверждающие приобретение организацией товарно-материальных ценностей и услуг, их доставку и оплату (счета, счета-фактуры, накладные поставщика, товарно-транспортные накладные на перевозку товаров, платежные поручения, ведомости по выплате денежных средств физическим лицам, путевые листы при использовании транспортных средств). В актах на списание указаны расходы на приобретение овса посевного и кукурузы, дизельного топлива, на оплату лесорубочных билетов, привад для медведей (коровы, лошадь), оплату труда тракториста.
Кассационная коллегия не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что средства, полученные организацией от ООО "Пресс Сервис-Медиа", от ООО "ЛИ ГРАНТ", от ЗАО "Сервис Делового Мира", от граждан Орищенко С.В., Баранова Л.И., Горячева А.В., Губецкова Р.В., Гусева Г.О., Тезяковой Н.В., следует рассматривать в качестве пожертвований, полученных ТРООО "Егеръ" и израсходованных на содержание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности, в том числе на достижение общественных благ, то есть для целей налогообложения они являются доходами (расходами), полученными (произведенными) за счет средств целевого финансирования.
Следовательно, данные средства не подлежат налогообложению на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ.
Суд кассационной инстанции согласен и с выводами суда о том, что сделав вывод о незаконности применения ТРООО "Егеръ" льготы, установленной подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, налоговый орган не учел расходы налогоплательщика при определении суммы, на которую занижена налоговая база, и поэтому не доказал обоснованность доначисленных сумм в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права и оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26.09.2006 по делу N А66-9108/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная коллегия не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что средства, полученные организацией от ООО "Пресс Сервис-Медиа", от ООО "ЛИ ГРАНТ", от ЗАО "Сервис Делового Мира", от граждан Орищенко С.В., Баранова Л.И., Горячева А.В., Губецкова Р.В., Гусева Г.О., Тезяковой Н.В., следует рассматривать в качестве пожертвований, полученных ТРООО "Егеръ" и израсходованных на содержание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности, в том числе на достижение общественных благ, то есть для целей налогообложения они являются доходами (расходами), полученными (произведенными) за счет средств целевого финансирования.
Следовательно, данные средства не подлежат налогообложению на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ.
Суд кассационной инстанции согласен и с выводами суда о том, что сделав вывод о незаконности применения ТРООО "Егеръ" льготы, установленной подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, налоговый орган не учел расходы налогоплательщика при определении суммы, на которую занижена налоговая база, и поэтому не доказал обоснованность доначисленных сумм в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2007 г. N А66-9108/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника