Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 февраля 2007 г. N А56-3440/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Царскосельское транспортное предприятие "Тосно" Сергеева И.А. (доверенность от 03.04.2006), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области Карповой А.Ю. (доверенность от 18.12.2006).
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2006 по делу N А56-3440/2006 (судья Градусов А.Е.).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Царскосельское транспортное предприятие "Тосно" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требования) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 28.11.2005 N 13/101 в части доначисления 5 748 руб. налога на добавленную стоимость, начисления 898,52 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога и привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога в виде взыскания 3 246 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2006 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в сентябре - октябре 2005 года провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 19.12.2003 по 31.12.2004. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 10.11.2005 N 13/101.
Так, налоговая инспекция установила, что Общество в проверяемый период осуществляло облагаемые (коммерческие перевозки) и не облагаемые налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения) операции (социальные перевозки). Налогоплательщик вел раздельный учет выручки и расходов, связанных с коммерческими и социальными перевозками.
В то же время инспекция признала неправомерным предъявление Обществом в 2004 году к вычету сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям и услугам, относящимся к общехозяйственным расходам, в полном объеме, а не пропорционально доле выручки от коммерческих перевозок в общей сумме дохода организации. Это привело к неполной уплате налога на добавленную стоимость за этот период в сумме 13 072 руб. При определении доли выручки от коммерческих перевозок в общей сумме дохода организации налоговая инспекция включила в состав доходов бюджетные субсидии, полученные Обществом из бюджета Ленинградской области на компенсацию затрат, возникающих при перевозке льготных категорий пассажиров. Налоговый орган считает, что денежные средства, поступившие Обществу из областного бюджета в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, относятся к средствам, полученным за оказанные услуги, а потому налогоплательщик обязан их включать в состав доходов от обычных видов деятельности на основании пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н.
Решением налогового органа от 28.11.2005 N 13/101, принятым на основании акта проверки и с учетом представленных налогоплательщиком возражений. Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде взыскания 3 246 руб. Этим же решением с налогоплательщика взыскано 16 230 руб. налога на добавленную стоимость и 898,52 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты этого налога.
Общество, считая решение налоговой инспекции в оспариваемой части незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя. Решение суда обосновано тем, что денежные средства, поступающие Обществу из бюджета Ленинградской области, вызваны необходимостью компенсации расходов, возникающих при перевозке льготных категорий пассажиров. Эти средства направлены исключительно на компенсацию расходов, а не на восполнение выпадающих доходов организации, в связи с чем не подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 НК РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
То есть налоговая база в данном случае должна определяться по ценам, установленным и фактически применяемым для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.
В письме от 27.03.2002 N 16-00-14/112 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по налогу на -добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
В пункте 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, также указано, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.
В 2004 году Общество оказывало услуги по перевозке пассажиров автотранспортом городского и пригородного сообщения (кроме такси), в том числе по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, согласно договора, заключенного с Администрацией Муниципального образования "Тосненский район Ленинградской области".
На основании договора от 12.02.2004 N 5 на возмещение расходов от предоставления льгот гражданам по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", заключенного Обществом с Управлением социальной защиты населения Администрации Муниципального образования "Тосненский район Ленинградской области", налогоплательщику перечислялись денежные средства, полученные в пределах предусмотренных статьей 28 Областного закона Ленинградской области от 31.12.2003 N 105-03 "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" ассигнований, на возмещение расходов по предоставлению льгот гражданам по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" по мере их поступления из областного бюджета в текущем финансовом году в размере 5 644 000 руб.
Средства выделялись и перечислялись Обществу только на возмещение его расходов в связи с предоставлением льгот гражданам по пассажирским перевозкам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что получаемые Обществом из бюджета денежные суммы обоснованно не включены в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, поскольку названные суммы не являются доходом, а направлены исключительно на компенсацию расходов Общества по перевозке пассажиров, пользующихся правом льготного проезда.
Согласно пункту 4 статьи 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога. предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Поскольку налогоплательщик правомерно не включил в облагаемую налогом на добавленную стоимость базу сумму выделенных ему из бюджета денежных средств на возмещение расходов, суд правомерно отклонил как не соответствующий нормам налогового законодательства довод налоговой инспекции о том. что эти средства должны учитываться в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), при расчете удельного веса облагаемых и необлагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов.
Учитывая изложенное. правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2006 по делу N А56-3440/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании договора от 12.02.2004 N 5 на возмещение расходов от предоставления льгот гражданам по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", заключенного Обществом с Управлением социальной защиты населения Администрации Муниципального образования "Тосненский район Ленинградской области", налогоплательщику перечислялись денежные средства, полученные в пределах предусмотренных статьей 28 Областного закона Ленинградской области от 31.12.2003 N 105-03 "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" ассигнований, на возмещение расходов по предоставлению льгот гражданам по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" по мере их поступления из областного бюджета в текущем финансовом году в размере 5 644 000 руб.
...
Согласно пункту 4 статьи 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога. предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2007 г. N А56-3440/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника