Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 февраля 2007 г. N А56-10988/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 сентября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Блиновой Л.В., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Степовской А.И. (доверенность от 09.01.07 N 03-16/000), от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Пассажиравтотранс" Карпович Е.А. (доверенность от 25.12..06 N 35),
рассмотрев 21.02.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.06 по делу N А56-10988/2006 (судья Галкина Т.В.),
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Пассажиравтотранс" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 10.02.06 N 182 об уплате пеней, начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога.
Решением суда от 29.09.06 заявление удовлетворено в части уплаты 130 342 руб. 13 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты авансовых платежей за первое полугодие 2005 года. В остальной части требования предприятия суд оставил без удовлетворения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 29.09.06, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, инспекция правомерно начислила пени на сумму авансового платежа по транспортному налогу за первое полугодие 2005 года, поскольку пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.02 N 487-53 "О транспортном налоге" (далее - Закон N 487-53) предусматривается уплата авансовых платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в пределах приведенных в ней доводов.
Как следует из материалов дела, инспекция направила в адрес предприятия требование N 182 по состоянию на 10.02.06 об уплате 164 772 руб. 98 коп. пеней по транспортному налогу.
Предприятие не согласилось с требованием налогового органа от 10.02.06 N 182 и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал требование инспекции частично недействительным, указав на отсутствие у налогоплательщика обязанности уплачивать авансовые платежи поскольку до 01.01.06 Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) не были установлены отчетные периоды по транспортному налогу. При этом суд сослался на постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.05 N 32пв04.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что, удовлетворив требования налогоплательщика, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.
На территории Санкт-Петербурга транспортный налог введен Законом N 487-53. Статьями 2 и 3 Закона N 487-53 в редакции, действовавшей в 2005 году, определены ставки налога, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 487-53 отчетным периодом признается полугодие и налогоплательщик, являющийся организацией, обязан самостоятельно исчислять по итогам отчетного периода сумму авансового платежа, исходя из ставок налога и количества транспортных средств, подлежащих налогообложению и зарегистрированных по состоянию на 1 июля текущего налогового периода, и уплачивать авансовый платеж не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за отчетный период, то есть не позднее первого сентября текущего года (пункт 1 статьи 4 Закона N 487-53).
Закон N 487-53 являлся в 2005 году действующим и обязательным для исполнения как налогоплательщиками, так и налоговыми органами, в связи с чем предприятие было обязано в установленные этим законом сроки уплачивать авансовый платеж по итогам отчетного периода и сумму налога по итогам налогового периода.
Вместе с тем главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статьей 360 НК РФ, до 01.01.06 не были предусмотрены отчетные периоды и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов (деклараций) по авансовым платежам по транспортному налогу. В связи с этим Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в письмах от 13.05.05 N 03-06-04-04/23, от 13.02.06 N 03-06-04-02/02 и от 02.06.06 N 03-06-02-02/73, доведенных до налоговых органов Федеральной налоговой службой для сведения и использования в работе, дал разъяснения по вопросу начисления, уплаты и возврата уплаченных пеней, начисленных за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, в тех субъектах Российской Федерации, где уплата авансовых платежей по названному налогу предусмотрена законами субъектов Российской Федерации. В указанных письмах Департамент разъяснил, что до внесения в главу 28 Налогового кодекса Российской Федерации изменений, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, у налоговых органов отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. Разъяснения основаны на правоприменительной практике (постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 20); постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.05 N 32пв04) и соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 29.03.06 N 33-Г06-4 и от 01.02.06 N 59-Г05-26.
Статьей 34.2 НК РФ Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обязательные для налогоплательщиков и налоговых органов. В данном случае письменные разъяснения уполномоченного органа инспекцией не применены.
При таких обстоятельствах следует признать, что налоговым органом неправомерно начислены предприятию 130 342 руб. 13 коп. пеней за просрочку уплаты авансового платежа по транспортному налогу за первое полугодие 2005 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.06 по делу N А56-10988/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2007 г. N А56-10988/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника