Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2007 г. N А42-4151/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Самсоновой Л.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 05.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Рыболовецкий колхоз "Поной-Лахта" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.09.2006 (судья Хамидуллина Р.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 (судьи Протас Н.И., Горбачева О.В., Петренко Т.И.) по делу N А42-4151/2006,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Рыболовецкий колхоз "Поной-Лахта" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (далее - инспекция) от 29.05.2006 N 1010 в части доначисления 362 351 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) за 2004 год, начисления 99 310, 22 руб. пеней и 72 470 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также требований инспекции от 05.06.2006 N 41103 и 1356 об уплате названных сумм налога, пеней и штрафа.
Решением суда от 05.09.2006 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, кооператив является сельскохозяйственным товаропроизводителем, поэтому вправе применять льготную налоговую ставку по ЕСН, установленную пунктом 1 статьи 241 НК РФ.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
Инспекция провела выездную проверку соблюдения кооперативом налогового законодательства, в том числе по ЕСН, за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, о чем составлен акт проверки от 05.05.2006 N 303.
При проверке инспекция установила, что кооператив в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 241 НК РФ при исчислении ЕСН применил налоговую ставку, предусмотренную для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей. По мнению инспекции, заявитель не может быть признан сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку объем работ в кооперативе, выполняемых его членами, составляет менее 50 % общего объема выполненных работ, и.
По результатам проверки инспекция вынесла решение от 29.05.2006 N 1010, в том числе по указанному эпизоду о доначислении кооперативу 362 351 руб. ЕСН за 2004 год, начислении 99 310, 22 руб. пеней и 72 470 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, а также направила заявителю требования от 05.06.2006 N 41103 и 1356 об уплате названных сумм налога, пеней и штрафа.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа в названной части и оспорил его в арбитражный суд.
Суды согласились с выводом инспекции и отказали кооперативу в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ общество является плательщиком ЕСН.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 241 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) для плательщиков ЕСН - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется налоговая ставка 26,1 %.
В главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации не дано определения сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" к сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производства сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции.
Следовательно, при осуществлении деятельности в виде вылова рыбы к сельскохозяйственным производителям относятся только рыболовецкие артели (колхозы).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) - код 98 9930.
Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится, а принадлежит классу продукции 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольнокрупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" и группировке 92 0001 "Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных)".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 %.
Следовательно, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции предприятием. Исключение составляет вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова "сельскохозяйственная артель" или "колхоз" либо "рыболовецкая артель" или "рыболовецкий колхоз".
Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти. Не менее 50 процентов объема работ в производственном кооперативе должно выполняться его членами (пункт 5 и 6 статьи 3 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").
Из названных норм следует, что личное трудовое участие членов кооператива при осуществлении вылова рыбы позволяет отнести его к сельскохозяйственной или рыболовецкой артели (колхозу) и к сельскохозяйственному товаропроизводителю.
Из изложенного следует, что заявитель, не являющийся рыболовецкой артелью (колхозом), при осуществлении вылова рыбы не получает статуса сельскохозяйственного производителя, имеющего право на применение в 2004 году пониженной ставки по ЕСН.
Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно и всесторонне оценили представленные сторонами доводы и доказательства и сделали обоснованный вывод о неправомерном примении заявителем в 2004 году пониженной ставки по ЕСН, установленной абзацем 2 пункта 1 статьи 241 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, аналогичны доводам апелляционной жалобы, суды дали им надлежащую оценку и обоснованно не приняли во внимание.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права и нет оснований для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.09.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 по делу N А42-4151/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Рыболовецкий колхоз "Поной-Лахта" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. N А42-4151/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника