Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2007 г. N А56-57768/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., при участии от открытого акционерного общества "Вестмет" Чернявской И.В. (доверенность от 28.03.2005 N 8),
рассмотрев 27.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 08 2006 (судья Спецакова Т.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2006 (судьи Протас Н.И., Будылева М.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-57768/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Вестмет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) - неначисление предусмотренных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентов, за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2004 года и об обязании налогового органа принять решение о начислении и выплате обществу 179 527 руб. процентов.
Решением суда первой инстанции от 24.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.11.2006, требования общества удовлетворены в сумме 176 836 руб.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное толкование судами положений статьи 176 НК РФ, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Инспекция приняла решение об отказе обществу в возмещении из бюджета НДС в установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ сроки. Таким образом, налоговым органом соблюдены все сроки, за нарушение которых пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление процентов. Кроме, того. Инспекция указывает на то, что актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено начисление процентов на сумму налога, в возмещении которой решением налогового органа отказано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов проверена а кассационном порядке исходя из доводов, приведенных а кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Общество представило в инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за март 2004 года, в которой заявлено к возмещению из бюджета 1 064 565 руб. налога и обратился с заявлением о возврате указанной суммы на его расчетный счет.
По результатам камеральной проверки декларации налоговым органом принято решение от 19.07.2004 N 103/11 об отказе Обществу в возмещении из федерального бюджета заявленной суммы НДС.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35984/2004 решение налогового органа от 19.07.2004 N 103/11 признано недействительным, на Инспекцию возложена обязанность возместить Обществу из бюджета 1 064 565 руб. НДС путем возврата на его расчетный счет.
В порядке исполнения вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 16.06.2005 по делу N А56-35984/2004 инспекция направила в соответствующий орган федерального казначейства заключение от 15.11.2005 N 7152 о возврате на расчетный счет Общества 1 064 565 руб. НДС за март 2004 года. Фактически налог в указанной сумме возвращен заявителю 21.11.2005 без начисления процентов, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
Поскольку при возврате НДС в нарушение пункта 4 статьи 176 НК РФ Инспекция не начислила проценты, подлежащие выплате налогоплательщику из бюджета, Общество обжаловало бездействие налогового органа в суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
Таким образом, максимальный срок возврата налога равен трем месяцам со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа о возврате налога на добавленную стоимость, и две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
При этом согласно последнему абзацу пункта 4 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков, установленных этой нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В данном случае декларацию, предусмотренную пунктом 6 статьи 164 НК РФ, документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, Общество представило в налоговый орган 20.04.2004. Следовательно, решение о возврате заявителю налога на добавленную стоимость за март 2004 года налоговый орган был обязан принять не позднее 28.07.2004. При этом с учетом времени, необходимого для получения решения Инспекции в орган федерального казначейства, двухнедельного срока, установленного пунктом 4 статьи 176 НК РФ для возврата сумм НДС органам федерального казначейства, и правил, предусмотренных статьей 6.1 НК РФ, подлежала возврату Обществу не позднее 18.11.2004.
Однако в срок, установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ, Инспекция вынесла решения об отказе обществу в возмещении из бюджета НДС по декларации за март 2004 года.
Системное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ речь идет только о законном и обоснованном решении налогового органа.
Вынесение налоговым органом решения, признанного судом впоследствии недействительным, рассматривается как невынесение решения в установленный срок. Поскольку следствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов.
Обязанность налогового органа возместить налогоплательщику правомерно заявленный к вычету в экспортной декларации НДС установлена, в частности, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Неисполнение этой обязанности инспекцией привело к тому, что Общество вынуждено было обратиться в арбитражный суд за защитой своего нарушенного права, которое восстановлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А56-35984/2004.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили на налоговый орган обязанность принять решение о выплате обществу 176 836 руб. процентов.
Поскольку обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2006 по делу N А56-57768/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 г. N А56-57768/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника