Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2007 г. N А52-2329/2006/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Автоколонна 1121" генерального директора Быченкова В.Е. (протокол от 24.06.2004 N 1) и Голицыной Г.В. (доверенность от 05.02.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 17.10.2006 по делу N А52-2329/2006/2 (судья Леднева О.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Автоколонна 1121" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области (далее - налоговая инспекция) от 29.04.2005 N 13-15/1516дсп об отказе Обществу в применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении 456 467 руб. выручки от реализации транспортных услуг, отраженной в декларации за январь 2005 года по операциям, осуществленным в июле-сентябре 2003 года.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2006 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, у Общества отсутствует право на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении спорной суммы выручки от реализации, отраженной в поданной после 01.01.2004 декларации, поскольку организация с 01.01.2004 перешла на применение упрощенной системы налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятое судом по данному делу решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области о времени и месте слушания дела извещена, надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество 20.02.2004 представило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за январь 2004 года (л.д. 27-29), в которой указало выручку от реализации предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке импортируемых в Российскую Федерацию грузов, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, а также предъявило к возмещению из бюджета в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ 44 151 руб. налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке импортируемых товаров. Наряду с документами, подтверждающими обоснованность применения налоговой ставки О процентов, налогоплательщик представил в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Инспекция проверила представленные налогоплательщиком декларацию и приложенные к ней документы и признала неправомерным применение Обществом налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении 565 581 руб. выручки от реализации транспортных услуг, отраженной в декларации за январь 2004 года по операциям, осуществленным в июле - сентябре 2003 года. В нарушение требований подпункта 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ не представлены грузовые таможенные декларации. Налоговым органом также установлено, что Общество с 01.01.2004 перешло на применение упрощенной системы налогообложения, следовательно, не является плательщиком налога на добавленную стоимость, а потому не вправе требовать возмещения соответствующих сумм налога на добавленную стоимость.
Решением от 20.05.2004 N 10-03/2495дсп и мотивированным заключением от 26.05.2004 N 10-03/16815 налогоплательщику отказано в применении налоговой ставки 0 процентов и возмещении из бюджета 44 151 руб. налога на добавленную стоимость, относящегося к экспортным операциям. Поскольку Общество в нарушение пункта 9 статьи 165 НК РФ по истечении 180 дней, считая с даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, не представило в налоговый орган предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, налогоплательщику предложено уплатить в срок, указанный в требовании, 81 327 руб. налога на добавленную стоимость за июль - сентябрь 2003 года. Этим же решением Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания 16 173 руб. штрафа и ему начислено 3 536 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
Законность и обоснованность решения налоговой инспекции от 20.05.2004 N 10-03/2495дсп подтверждена решением Арбитражного суда Псковской области от 04.08.2004 по делу N А52/2462/2004/2, которое оставлено без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2004.
В феврале 2005 года Общество вновь подало в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за январь 2005 года (л.д. 22-23). В этой декларации Общество применило ставку 0 процентов к выручке в сумме 456 467 руб., полученной от реализации предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке импортируемых в Российскую Федерацию грузов, осуществленным в июле-сентябре 2003 года. Вместе с декларацией налогоплательщик представил в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
Решением от 29.04.2005 N 13-15/1516 инспекция отказала налогоплательщику в применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость. Налоговый орган указал на то, что с 01.01.2004 Общество перешло на применение упрощенной системы налогообложения, следовательно, не является плательщиком налога на добавленную стоимость, а потому у него отсутствуют основания для применения льготной ставки 0 процентов к налоговой базе, сформированной в налоговые периоды, приходящиеся на период применения упрощенной системы налогообложения.
Общество, считая такое решение налоговой инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, удовлетворил заявленное Обществом требование. Суд сослался на то, что представленная в налоговый орган 01.02.2005 налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость является уточненной налоговой декларацией за январь 2004 года. Налогоплательщик, направляя в феврале 2005 года уточненную декларацию, устранил недостатки, выявленные налоговой инспекцией при проведении камеральной проверки налоговой декларации за январь 2004 года.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, считает решение суда не основанным на нормах глав 21 и 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому подлежащим отмене.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 346.11 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ) указано, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом ни глава 26.2, ни глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают возможность применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками, не собравшими и не представившими в налоговый орган до перехода на упрощенную систему налогообложения комплект документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, после их перехода на упрощенную систему налогообложения.
Применение налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям в отношении плательщиков этого налога регулируется главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, налогообложение производится по ставке 0 процентов. Положения названной нормы распространяются на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
Обоснованность применения ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, подтверждается документами, указанными в подпунктах 1 - 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2002 N 37-О, установленную в статье 164 НК РФ налоговую ставку 0 процентов следует рассматривать как разновидность налоговых льгот, которыми в соответствии со статьей 56 НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
В силу статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Пунктом 2 статьи 56 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен целый ряд особенностей, связанных с налогообложением экспортных операций.
Так, в пункте 6 статьи 166 НК РФ установлено, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, момент определения налоговой базы по реализованным на экспорт товарам связан с датой отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов и определяется как день отгрузки товара (пункт 9 и подпункт 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ).
Из положений перечисленных норм следует, что право на применение налоговой ставки 0 процентов, равно как и обязанность представлять в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, предоставлены лицам (возложены на лиц), являющимся (являющихся) плательщиками налога на добавленную стоимость.
Причем, поскольку налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость О процентов применяется только в том налоговом периоде, когда сформирована налоговая база по экспортным операциям, то есть собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в этот период соответствующее лицо должно иметь статус плательщика налога на добавленную стоимость.
Лицам, которые не являются налогоплательщиками этого налога, право применения льготной налоговой ставки не предоставлено.
Поскольку переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно, организация или индивидуальный предприниматель, находящиеся на общепринятой системе налогообложения, до принятия решения о переходе на упрощенную систему налогообложения должны взвесить все положительные и возможные отрицательные последствия такого перехода, имея в виду в том числе, что нормами глав 21 и 26.2 НК РФ не регламентирован порядок реализации права налогоплательщика на применение льготной налоговой ставки 0 процентов для тех случаев, когда налоговая база по экспортно-импортным операциям (в данном случае - перевозкам), имевшим место в период применения налогоплательщиком общепринятой системы налогообложения, будет сформирована после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Организация или индивидуальный предприниматель, собравшие пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в период применения упрощенной системы налогообложения, не имеют законных оснований для подачи декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за налоговый период, который приходится на период применения ими упрощенной системы налогообложения. Ведь право на применение налоговой ставки 0 процентов появилось у соответствующего лица в тот момент, когда оно не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Материалами дела подтверждается, что Общество с 01.01.2004 перешло на применение упрощенной системы налогообложения.
Следовательно, с указанной даты Общество перестало признаваться плательщиком налога на добавленную стоимость и на него не распространяются нормы о правах и обязанностях плательщиков этого налога, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 346.11 НК РФ указано, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Принимая во внимание существующее правовое регулирование рассматриваемого вопроса, налоговый орган обоснованно отказал Обществу в применении налоговой ставки 0 процентов по декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2005 года, поскольку в указанный период Общество не являлось плательщиком этого налога.
Кассационная инстанция считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований налогоплательщика, а потому жалоба инспекции подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.
Исходя из результатов разрешения данного спора, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой (2000 руб.) и кассационной (1000 руб.) инстанций.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17.10.2006 по делу N А52-2329/2006/2 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Автоколонна 1121" в удовлетворении заявленного требования.
Взыскать с открытого акционерного общества "Автоколонна 1121" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2007 г. N А52-2329/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника