Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 марта 2007 г. N А26-4328/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Малышевой Н.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия Борисенко Е.В. (доверенность от 09.01.07 б/н), Родиной Т.И. (доверенность от 22.02.07 б/н),
рассмотрев 27.02.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.09.06 (судья Шатина Г.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.06 по делу N А26-4328/2006 (судьи Горбачева О.В., Петренко Т.И., Протас Н.И.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Энергетик" (далее Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным пункта 1 мотивировочной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 26.04.06 N 1060/652 в части выводов о неправомерном исключении из облагаемой налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) базы денежных средств, полученных в виде субсидий на покрытие убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей и об обязании возвратить из бюджета 455 128 руб. НДС, взысканного в бесспорном порядке.
Решением суда от 13.09.06 решение Инспекции признано недействительным в обжалуемой части.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.06 решение суда от 13.09.06 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - подпункта 2 пункта 1 статьи 162 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители Предприятия, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, вследствие чего жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов, указанных в жалобе.
Как следует из материалов дела, Предприятие представило в Инспекцию декларацию по НДС за декабрь 2005 года. Налоговый орган провел камеральную проверку указанной декларации, по итогам которой принял решение от 26.04.06 N 1060/652 об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Пунктом 1 решения установлено, что Предприятием необоснованно занижен НДС за декабрь 2005 года в сумме 455 128 руб. С учетом имеющейся переплаты Предприятию предложено уплатить НДС в сумме 239 535 руб.
Инспекцией 27.04.06 выставлено требование на уплату за декабрь 463 185 руб. НДС, в том числе 455 128 руб. в связи с выводом о занижении выручки за реализованные услуги с учетом льгот и субсидий 8 057 руб. в связи с отражением перерасчета в ином налоговом периоде.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод Инспекции о необоснованном исключении налогоплательщиком из базы, облагаемой НДС, сумм субсидий, полученных Предприятием на покрытие расходов, возникающих при оказании жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот и субсидий, предоставляемых отдельным потребителям.
Как указала Инспекция в решении от 19.01.06 N 34, получаемые Предприятием дотации из бюджетов всех уровней в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, должны учитываться при определении базы, облагаемой НДС, в связи с чем доначислила Предприятию названный налог.
Предприятие не согласилось с решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Предприятие ссылается на то, что субсидии, предоставленные ему для покрытия фактически полученных убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов), не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), в связи с чем не должны включаться в базу, облагаемую спорным налогом. НДС предъявлен к вычету также правомерно в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования Предприятия, исходили из того, что в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ суммы дотаций, предоставленных Предприятию из местного бюджета в связи с оказанием услуг населению по льготным ценам, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов правильным.
Судами установлено, что в проверяемый период Предприятие получало из местного бюджета денежные средства (субсидии) для покрытия убытков, полученных в результате оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам по государственным регулируемым ценам, а так же с учетом предоставленных льгот на основании федеральных законов.
По мнению налогового органа, суммы субсидий являются финансовой помощью и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ учитываются при определении облагаемой налогом на добавленную стоимость базы. Как полагает налоговый орган, бюджетные средства, полученные Предприятием на покрытие убытков, связанных с оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам по государственным регулируемым ценам, а так же с учетом предоставленных льгот на основании федеральных законов, подлежат включению в облагаемую НДС базу на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, а в подпункте 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ применено понятие "дотация", под которой в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Суды сделали вывод о том, что в силу пункта 2 статьи 154 НК РФ бюджетные средства, полученные Предприятием для возмещения убытков, связанных с оказанием услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам по государственным регулируемым ценам, а так же с учетом предоставленных льгот на основании федеральных законов, не подлежат включению в базу, облагаемую НДС.
Кассационная коллегия считает вывод судов правильным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 НК РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В силу пункта 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Как видно из материалов дела, Предприятие получало субсидии на покрытие убытков, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот, предоставляемых потребителям в соответствии с решением Совета муниципального образования от 21.12.04 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, производство и транспортировку тепловой энергии, цен на содержание и ремонт жилья, вывоз и утилизацию бытовых отходов", постановлением администрации муниципального образования города Сартавала от 11.10.05 "О порядке возмещения предприятиям жилищно-коммунального хозяйства расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
Постановлением администрации муниципального образования города Сартавала от 11.10.05 N 102 утвержден Порядок возмещения предприятиям жилищно-коммунального хозяйства расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
Таким образом, Предприятие обоснованно не включало в облагаемую НДС базу бюджетные средства, полученные для возмещения убытков, связанных с оказанием услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам по государственным регулируемым ценам, а так же с учетом предоставленных льгот на основании Федеральных законов.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку Инспекции на подпункт 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. По смыслу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налогоплательщик не обязан включать полученные из бюджета средства в налогооблагаемую базу, поскольку эти средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из материалов дела видно, что убытки Предприятия, связанные с оказанием услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам по государственным регулируемым ценам, а так же с учетом предоставленных льгот на основании Федеральных законов, возмещались ему за счет средств бюджета города Сартавала.
Статьями 171 и 172 НК РФ, определяющими право на налоговые вычеты и порядок их применения, не предусмотрено, что налогоплательщики, получающие из бюджета дотации в связи с применением ими государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не вправе предъявлять суммы налога на добавленную стоимость к вычету. В таком случае применяется общий порядок предъявления НДС к вычету, установленный статьей 172 НК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов нет.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.09.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.06 по делу N А26-4328/2006-217 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2007 г. N А26-4328/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника