Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2007 г. N А26-2687/2006-212
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия Косарева Д.Б (доверенность от 13.11.2006), Лукашенко Е.И. (доверенность от 27.02.2007), Ведюкова Ю.С. (доверенность от 02.10.2006), Устиновой Л.А. (доверенность от 27.02.2007), от открытого акционерного общества "Карелэнерго" Сасова К.А. (доверенность от 26.02.2007 N 001-32),
рассмотрев 05.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.06.2006 (судья Яковлев В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 (судьи Протас Н.И., Горбачева О.В., Петренко Т.И.) по делу N А26-2687/2006-212,
установил:
Открытое акционерное общество "Карелэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия (далее - Инспекции) от 17.03.2006 N 1 и ее требования от 27.03.2006 N 36 в части взыскания с Общества 21 551 074 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), соответствующих пеней и взыскания 5 779 074 руб. штрафа, начисленного по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по НДС.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2006, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Обществом в нарушении требований статей 168-172 НК РФ завышены налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленными продавцами электроэнергии ОАО "Росэнергоатом" и ОАО "Киришская ГРЭС", так как они заявлены в периодах, предшествующих составлению продавцами счетов-фактур.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества представил отзыв и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества по НДС за период с 01.07.2003 по 31.12.2004, по результатам которой составила акт от 10.02.2006 N 1. Инспекция установила, что Обществом в нарушении требований статей 168-172 НК РФ завышены налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленными продавцами электроэнергии ОАО "Росэнергоатом" и ОАО "Киришская ГРЭС", так как они заявлены в периодах, предшествующих составлению продавцами счетов-фактур.
По итогам проверки Инспекция вынесла решение от 17.03.2006 N 1 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 5 779 074 руб. штрафа, доначислении 21 551 074 руб. недоимки по НДС и начислении 1 947 228 руб. пеней за несвоевременную уплату налога.
На основании названного решения Инспекция направила Обществу уточненное требование от 27.03.2006 N 36 об уплате 21 551 060 руб. НДС и 1 974 228 руб. пеней по НДС.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что налогоплательщик представил все необходимые документы в обоснование правомерности налогового вычета по НДС.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (пункт 1 статьи 172 НК РФ) и принятие к учету товаров (работ, услуг).
Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статье 169 НК РФ.
Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, при соблюдении, порядка составления счетов-фактур, предусмотренного статьей 169 НК РФ, налогоплательщик в соответствии с со статьями 171-172 НК РФ вправе предъявить налоговый вычет или возместить налог при наличии следующих условий: товары, работы или услуги получены, оплачены и поставлены на учет, они приобретены для операций, признаваемых объектом налогообложения, подтверждены первичными документами на момент срока уплаты налога и представления налоговой декларации.
В данном случае судебными инстанциями установлено, что Общество, применяя учетную политику в целях налогообложения выручки по НДС - "по оплате продукции, товаров, услуг", в течение одного налогового периода получало электроэнергию от названных поставщиков через федеральные сети РАО "ЕЭС России" по договорам в соответствии с установленными сроками, принимало ее к учету и полностью оплачивало ее с учетом НДС и плановых авансовых платежей, до наступления сроков представления налоговой декларации по НДС получало счета-фактуры от поставщиков, составленных на основании счетов-извещений оператора ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" (том 2, листы дела 143-153), и представляло своевременно налоговые декларации с учетом уплаченных поставщикам сумм НДС.
В письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 прямо предусмотрено, что "согласно пункту 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет - фактуру не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
При этом следует учитывать особенности условий заключения договоров поставки, учета и расчетов при отгрузке товаров (оказания услуг) в отдельных отраслях, связанных с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя, такими, как непрерывный отпуск товаров и оказание услуг по транспортировке одним и тем же покупателям электроэнергии, нефти, газа; оказание услуг электросвязи, банковских услуг; ежедневная многократная реализация в адрес одного покупателя хлеба и хлебобулочных изделий, скоропортящихся продуктов питания и т.д. В этих случаях допускается составление счетов - фактур в соответствии с условиями договора поставки, заключенного между продавцом и покупателем товаров (услуг), актами сверки осуществленных поставок и выставление счетов - фактур покупателям одновременно с платежно - расчетными документами, но не реже одного раза в месяц и не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. При этом необходимо иметь в виду, что составление счетов - фактур и регистрация их в книге продаж должны производиться в том налоговом периоде, в котором состоялась реализация этих товаров (оказание услуг) в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения".
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли в проверенном периоде к обоснованному выводу о том, что налогоплательщик вправе предъявить налоговый вычет при непрерывных долгосрочных поставках электроэнергии через оператора федеральных сетей РАО "ЕЭС России" ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" (то есть не напрямую покупателям), если в течение одного налогового периода электроэнергия получена от поставщиков по договорам в соответствии с установленными сроками, принята к учету и полностью оплачена с учетом НДС и плановых авансовых платежей; до наступления сроков представления налоговой декларации по НДС налогоплательщик получил счета-фактуры от поставщиков и представил своевременно налоговые декларации с учетом уплаченных поставщикам сумм НДС.
Что касается ссылки подателя жалобы на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2005 N 03-03-11/253, то этим письмом Инспекция не руководствовалась при составлении акта проверки и принятии оспариваемого решения от 17.03.2006. Кроме того, как обоснованно установил апелляционный суд, из буквальной оценки положений пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ прямо не следует, что при непрерывных поставках электроэнергии через оператора федеральных сетей РАО "ЕЭС России" с учетом плановых авансовых платежей в налоговом периоде период предъявления налогового вычета связан с моментом получения счета-фактуры поставщиков.
Также подлежит отклонению и довод подателя жалобы о том, что судами не учтено, что счет-фактура от 24.02.2004 N 6304, получен заявителем в феврале 2004 года, а вычеты предъявлены по названному счету за январь 2004 года, что противоречит пункту 3 статьи 168 НК РФ.
В данном случае налоговый орган не учел, что налогоплательщик руководствовался названным письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 согласно которому "составление счетов - фактур и регистрация их в книге продаж должны производиться в том налоговом периоде, в котором состоялась реализация этих товаров (оказание услуг) в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения". Кроме того, пунктом 6 раздела 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации ПБУ 1/98", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.98 N 60н, прямо предусмотрено, что "при формировании учетной политики предполагается, что:
факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности)".
Пунктом 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, предусмотрено, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и принятия на учет приобретаемых товаров.
Более того, пунктом 1 статьи 174 НК РФ также предусмотрено, что уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя их фактической реализации товаров, работ, услуг за истекший налоговый период не позднее 20-го числе месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, все три основных условия вычета налогоплательщик в проверенном периоде выполнил (учет полученной электроэнергии по договорам, заключенными поставщиками, покупателем с участием оператора федеральных электросетей), ее полная оплата с учетом НДС и предоплаты, и предъявление поставщиком НДС налогоплательщику).
Несостоятельным также является и довод жалобы относительно счета-фактуры N 5899 в части начисления пеней, поскольку названный счет-фактура не указан в акте проверки и решении Инспекции от 17.03.2006 и относится к, предыдущему налоговому периоду - июнь 2003 года, не вошедший в названный проверенный период- с 01.07.2003 по 31.12.2004.
Кроме того, как обоснованно указал заявитель, в силу положений статьи 75 и пункта 5 статьи 78 НК РФ незаконно начисление пеней по названному счету-фактуре за июль 2003 года при наличии у заявителя переплаты по НДС, перекрывающей так называемую "задолженность".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.06.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 по делу N А26-2687/2006-212 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. N А26-2687/2006-212
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника