Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 02 декабря 2022 г. по делу N 33а-1099/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Зари А.И, судей: Гришина С.В. и Килярова М.Х, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных прапорщиком в отставке Мартинайтис Ларисой Александровной требований о признании незаконным бездействия Департамента строительства федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации (далее - Департамент строительства Росгвардии), а также командира и жилищной комиссии войсковой части N, выразившегося в непредоставлении административному истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Килярова М.Х, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя административного истца - Сикоевой Е.М. в обоснование поданной жалобы, а также представителя Росгвардии и командира войсковой части N - Потапченко Д.И, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Мартинайтис Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, вкотором, с учетом уточнений, просила признать незаконным бездействие Департамента строительства Росгвардии, командира и жилищной комиссии войсковой части N, выразившееся в необеспечении ее с членами семьи жилищной субсидией.
Административный истец просила возложить обязанность на: руководителя Департамента строительства Росгвардии установленным порядком предоставить бюджетные средства, жилищную комиссию войсковой части N - принять решение о предоставлении, а командира той же воинской части - выплатить жилищную субсидию.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Автор жалобы указывает, что с 18 апреля 2022 г. она с детьми, которых воспитывает самостоятельно, признаны нуждающимися в жилом помещении с формой обеспечения жильем - предоставление жилищной субсидии. Однако до настоящего времени субсидия ей не предоставлена, чем создана угроза нарушения ее права на жилище.
Административный истец обращает внимание, что в результате длительного необеспечения ее жильем она вынуждена проживать в жилом помещении на основании договора коммерческого найма, неся при этом дополнительные финансовые затраты, что ставит ее семью в неблагоприятное материальное положение. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, свидетельствует о наличии у нее права на внеочередное обеспечение жилищной субсидией.
Податель жалобы полагает, что гарнизонный военный суд дал неправильную оценку сведениям, отраженным в справке начальника отдела Департамента строительства Росгвардии от 12 сентября 2022 г, поскольку содержание данной справки свидетельствует о том, что с 18 апреля 2022 г. до даты принятия судом решения количество стоящих перед ней в очереди военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем, увеличилось, что ставит ее в положение неопределенности относительно сроков реализации своих жилищных прав.
В письменных возражениях административный ответчик - врио командира войсковой части N просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше Федерального закона, так и нормами ЖК РФ и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 1 ст. 57 ЖК РФ).
Пунктом 7 Порядка предоставления жилищной субсидии в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 28 сентября 2018 г. N 428, закреплено, что обязательным условием для расчета жилищной комиссией воинской части размера жилищной субсидии и принятии решения о ее выплате является получение воинской частью лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 18 апреля 2022 г. (протокол N 3-22) административный истец с составом семьи 3 человека (она и двое детей) с 14 апреля 2022 г. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, форма обеспечения жильем - предоставление жилищной субсидии.
Как следует из материалов дела, Мартинайтис Л.А, заключившая первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, 8 июня 2022 г. уволена с военной службы по возрасту и с 20 июня 2022 г. исключена из списков личного состава воинской части с оставлением в списках очередников.
При этом, вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат сведений, свидетельствующих о том, что административный истец в соответствии со статьями 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относится к категории военнослужащих, которые подлежат обеспечению жилищной субсидией вне очереди.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия учитывает, что решением жилищной комиссии войсковой части N от 12 мая 2022 г. N 5-22 Мартинайтис Л.А. отказано в принятии на жилищный учет ее совершеннолетней дочери Е.О. ввиду того, что они совместно не проживают. Данное решение административный истец не оспаривала.
Более того, вступившем в законную силу определением Владикавказского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2022 г. производство по настоящему делу в части требований Мартинайтис Л.А. о признании незаконным бездействия Директора Росгвардии по необеспечению ее жилищной субсидией во внеочередном порядке прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных требований. Поэтому данный вопрос предметом судебного разбирательства не являлся.
Как видно из информационной справки начальника отдела Департамента строительства Росгвардии от 12 сентября 2022 г. в 2022 году выделены лимиты бюджетных ассигнований, предназначенных для предоставления жилищной субсидии 93 военнослужащим, имеющим на это внеочередное право. В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" Росгвардии предусмотрено для выплаты жилищной субсидии военнослужащим, уволенным с военной службы, по 1600000 руб. ежегодно. По состоянию на 12 сентября 2022 г. Мартинайтис Л.А. состоит в списке военнослужащих, подлежащих обеспечению жилищной субсидией, под номером 3 020.
Изложенное указывает на то, что перед административным истцом находится 3 019 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым она преимуществ на ее получение вне имеющейся очереди не имеет, так как право на получение жилищной субсидии у них возникло ранее, чем у Мартинайтис Л.А, а в силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административные ответчики не допустили бездействие при обеспечении Мартинайтис Л.А. жилым помещением, которое бы нарушало ее жилищные права, и правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2022 г. по административному исковому заявлению Мартинайтис Ларисы Александровны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.