Апелляционное определение СК по административным делам Тюменского областного суда от 25 июля 2022 г. по делу N 33а-3767/2022
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Левиной Н.В, судей
Галяутдиновой Е.Р, Глушко А.Р, при секретаре
Семенец Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе А.О.Ю. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 05 апреля 2022 года, которым в удовлетворении административного иска А.О.Ю. к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным уведомления от 16 декабря 2021 года об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства отказано.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В, объяснения представителя А.О.Ю. - М.О.Ю, настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, представителей Администрации Тюменского муниципального района Я.Р.М, полагавшей необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
А.О.Ю. обратилась в суд с административным иском к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным уведомления от 16 декабря 2021 года N 16/02/04/2021/010348/МФЦ об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности выдать разрешение на реконструкцию на основании уведомления о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 11 декабря 2021 года и представленных документов. Требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом по адресу Тюменская область, Тюменский район, д. Пышма, ул. Лесная. 11 декабря 2021 года она подала в Администрацию Тюменского муниципального района уведомление о планируемой реконструкции жилого дома, однако, 16 декабря 2021 года Департаментом имущественных отношений и градостроительства Администрации Тюменского муниципального района выдано уведомление о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке со ссылкой на статью 67.1 Водного кодекса Российской Федерации и Приказ "Об определении границ зон затопления и подтопления территории г..Тюмень, Тюменского и Ярковского районов Тюменской области, прилегающих к реке Тура с притоками", в связи с нахождением земельного участка в границах данных зон, где размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства запрещено без обеспечения инженерной защиты. Выражая несогласие с оспариваемым уведомлением, полагала, что расположение земельного участка в границах территории подтопления не может являться основанием для отказа в реконструкции уже возведенного в 2014 году объекта жилищного строительства.
Обращала внимание, что в силу пункта 33 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ от 03 августа 2018 года "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах зон с особыми условиями использования территорий, до 1 января 2025 года, независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускаются использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2025 года, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до 1 января 2025 года, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство. Указывала, что принадлежащий ей земельный участок расположен на расстоянии 300-400 метров от берега притоки реки Тура над уровнем воды более 5 метров, на соседних участках соседями выстроены дома, на которые зарегистрировано право собственности, отсыпана грунтовая дорога, проведено электричество и другие коммуникации. Сообщала, что жилой дом возводился в 2014 году на законных основаниях, строительство осуществлено в населенном пункте и на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства за 6 лет до появления зон с ограничениями. Полагала, что поскольку строительство дома завершено до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зоны затопления, истец при застройке не был обязан проводить защитные мероприятия. Считала, что в данном случае нарушается ее право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом. Сообщала, что ее намерение произвести реконструкцию не противоречит разрешенному использованию земельного участка, не нарушает права других лиц, в частности права смежных землепользователей, соответствует требованиям строительных нормативов, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Представитель А.О.Ю. - М.О.Ю, действующий на основании доверенности от 09 февраля 2022 года (л.д.62), в судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Тюменского муниципального района О.А.Ш, действующая на основании доверенности от 10 января 2022 года (л.д.144), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
А.О.Ю, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Нижне-Обского бассейнового водного управления в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна А.О.Ю. В апелляционной жалобе, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в связи с необходимостью обращения в Тюменский районный суд Тюменской области в порядке искового производства с требованиями об обязании выдать разрешение на реконструкцию жилого дома, до принятия судебного акта, административным истцом подано заявление об уточнении административных исковых требований, а именно, она просила исключить требования об обязании административного ответчика выдать разрешение на реконструкцию. Вместе с тем, судом первой инстанции вынесено протокольное определение, которым необоснованно отказано в праве истца на изменение предмета административного иска. Считает, что такая форма отказа нарушила права истца на обжалование данного решения, что в дальнейшем существенно повлияло на исход дела. Указывает, что судом не принято во внимание, что органом местного самоуправления проверка по ее уведомлению о планируемой реконструкции проводилась ненадлежащим образом, только путем получения общедоступных сведений онлайн-сервиса "Публичная кадастровая карта". Кроме того, представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что не располагает сведениями о наличии фактов затопления и подтопления земельных участков, расположенных в д. Пышма по ул. Лесная. Приводя доводы, аналогичные изложенным в административном иске, настаивает, что жилой дом возводился в 2014 году на законных основаниях, строительство дома осуществлено с соблюдением градостроительных норм. Утверждает, что факт отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан подтверждается ответами ГУ МЧС России по Тюменской области, Администрации Тюменского муниципального района, Департамента недропользования и экологии Тюменской области, согласно которым случаев затопления или подтопления земельных участков д. Пышма не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Тюменского муниципального района просит оставить решение суда без изменения, жалобу А.О.Ю. - без удовлетворения.
А.О.Ю, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Нижне-Обского бассейнового водного управления в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, А.О.Ю. является собственником земельного участка, расположенного в д. Пышма Тюменского района Тюменской области, с кадастровым номером "... " площадью "... " кв.м; категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка, а также жилого дома с кадастровым номером "... ", расположенного на указанном земельном участке.
А.О.Ю. 11 декабря 2021 года направила в адрес Администрации Тюменского муниципального района уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ей земельном участке, расположенном в д. Пышма Тюменского района Тюменской области.
Администрацией Тюменского муниципального района 16 декабря 2021 года принято уведомление N 16/02/04/2021/010348/МФЦ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Указанным уведомлением сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального строительства на земельном участке, так как земельный участок с кадастровым номером "... ", в пределах которого планируется реконструкция индивидуального жилого дома, расположен в границах зоны территории умеренного подтопления, прилегающей к зоне затопления территории г. Тюмени и Тюменского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Тура с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности. Согласно приказу "Об определении границ зон затопления, подтопления территории г. Тюмень, Тюменского и Ярковского районов Тюменской области, прилегающих к реке Тура с притоками" N 100 от 20 июня 2019 года и статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах данных зон размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства запрещено.
Кроме того, в уведомлении указано о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка, внесенного в ЕГРН, градостроительному регламенту и праве заявителя самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В силу пункта 2 части 10 приведенной нормы уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в том числе в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления.
В целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению затопления и подтопления и ликвидации их последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещается строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации. (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 Положения о зонах затопления, подтопления).
Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Как следует из материалов дела, приказом Нижне-обского бассейнового водного управления от 20 июня 2019 года N 100 утверждены границы зон затопления, подтопления территории г. Тюмень, Тюменского и Ярковского районов Тюменской области.
Согласно выписке Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области о зоне с особыми условиями использования территорий, а также выписке из ЕГРН на земельный участок на земельный участок с кадастровым номером "... " установлены ограничения в связи с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территории: территория умеренного подтопления, прилегающая к зоне затопления территории г. Тюмени и Тюменского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Тура с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности. Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости 31 января 2020 года.
Согласно ответам Администрации Тюменского муниципального района, направленным в Тюменский областной суд, инженерная защита от затопления, подтопления населенного пункта д. Пышма отсутствует.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое уведомление Администрации Тюменского муниципального района соответствует действующему законодательству и не нарушает права А.О.Ю.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что принадлежащий А.О.Ю. земельный участок с кадастровым номером "... " расположен в зоне затопления, подтопления, границы которой внесены в ЕГРН в 2020 году.
А.О.Ю. на праве собственности принадлежит жилой дом, 2014 года постройки, построенный на указанном участке. Данных о несоответствии указанного дома требованиям градостроительного законодательства, незаконности его возведения материалы дела не содержат.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13).
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14).
Системное толкование положений Водного кодекса Российской Федерации свидетельствует, что указанный Кодекс разграничивает понятия строительство и реконструкция (статьи 11, 42, 50, 52.2, 59, 60, 65).
При этом статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления предусмотрен запрет на строительство, а не реконструкцию объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Указание в оспариваемом уведомлении на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка "Малоэтажная жилая застройка", указанного в ЕГРН, правилам землепользования и застройки Чикчинского муниципального образования, согласно которым земельный участок А.О.Ю. располагается в зоне Ж1 не может быть принято во внимание, поскольку данные обстоятельства основанием к отказу в согласовании планируемой реконструкции жилого дома по существу не являлись. Кроме того, они не имеют правового значения при выдаче уведомления в порядке части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как жилой дом административного истца находится на земельном участке в территориальной зоне, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами.
При таких обстоятельствах, поскольку А.О.Ю. направлено уведомление о реконструкции существующего на земельном участке индивидуального жилого дома, тогда как в части 3 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет лишь на строительство новых объектов, данных об иных основаниях, препятствующих реконструкции жилого дома, оспариваемое уведомление Администрации Тюменского муниципального района не содержит, судебная коллегия приходит к выводу, что уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы административного истца.
Указанные обстоятельства и приведенные нормы закона суд первой инстанции при рассмотрении спора не учел.
В силу пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При таких данных решение Тюменского районного суда Тюменской области от 05 апреля 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска А.О.Ю. к Администрации Тюменского муниципального района о признании незаконным уведомления.
В силу пунктов 5, 5.1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений.
Поскольку выдача уведомлений при осуществлении реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства в Тюменском муниципальном районе относится к компетенции органа местного самоуправления, на Администрацию Тюменского муниципального района Тюменской области подлежит возложению обязанность устранить допущенное нарушение прав А.О.Ю. путем повторного рассмотрения уведомления о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 11 декабря 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 05 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление А.О.Ю. к Администрации Тюменского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Администрации Тюменского муниципального района от 16 декабря 2021 года N 16/02/04/2021/010348/МФЦ об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Возложить на Администрацию Тюменского муниципального района обязанность устранить нарушение прав А.О.Ю. путем повторного рассмотрения уведомления о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 11 декабря 2021 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.