Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 марта 2007 г. N А56-60171/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от Агентства лесного хозяйства по Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу Мартыновой Н.П. (доверенность от 02.11.2006), от общества с ограниченной ответственностью "Кириши Леспром" Джуринской Л.О. (доверенность от 10.01.2007), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области Свиженко М.С. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев 14.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства лесного хозяйства по Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2006 (судья Алешкевич О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2006 (судьи Фокина Е.А., Лопато И.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-60171/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кириши Леспром" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства по Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу (далее - Агентство), выразившегося в невозврате (незачете) излишне уплаченных платежей, и об обязании Агентства возвратить 88 492 руб. 80 коп. излишне уплаченных платежей на расчетный счет Общества, а также зачесть 124 785 руб. 35 коп. излишне уплаченных платежей в счет будущих арендных платежей за пользование лесным фондом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) и федеральное государственное учреждение "Киришский лесхоз" (далее - Лесхоз).
Решением от 03.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Агентство просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, считая, что судами неполно выяснены обстоятельства дела и неправильно применены нормы материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы жалобы, а представители Общества и Инспекции просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лесхоз, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно акту от 14.01.2005 N 85 сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом, подписанного Инспекцией и Обществом, у Общества по состоянию на 30.12.2004 имеется переплата по лесным податям в размере 88 492 руб. 80 коп. и по арендной плате за пользование лесным фондом по договору аренды от 14.05.99 в размере 124 785 руб. 35 коп. Инспекция разъяснила Обществу в письмах от 22.06.2005 и от 30.11.2005, что она не является администратором по лесным податям и арендной плате за пользование лесным фондом.
В ноябре 2005 года Общество обратилось в Агентство с заявлением о зачете переплаты в размере 124 785 руб. 35 коп. в счет начисленной арендной платы за пользование лесным фондом на 2005 год и возврате 88 492 руб. 80 коп. переплаты по лесным податям на расчетный счет Общества.
Поскольку Агентство не удовлетворило требования заявителя, сославшись в письме от 25.11.2005 N ВМ-2112 на неурегулированность с Федеральной налоговой службой вопроса администрирования доходного источника при передаче полномочий по администрированию в части сумм, относящихся к периодам до 01.01.2005, Общество обратилось в настоящим заявлением в суд.
Суд обеих инстанций пришел к выводу о том, что Агентство обязано произвести возврат и зачет заявленных сумм.
Данный вывод судов основан на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральное агентство лесного хозяйства является администратором поступлений платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и на него как администратора возложены полномочия по контролю за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей. Функции администратора названных платежей возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства с 01.01.2005 также частью 1 статьи 6 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" и приложением N 1 к нему. Таким образом, за Федеральным агентством лесного хозяйства закреплены как источник дохода бюджета Российской Федерации все платежи за пользование лесным фондом. При этом не имеет значения, являются ли эти платежи налоговыми или относятся к доходам от собственности.
На основании приведенных нормативных актов Министерством финансов Российской Федерации изданы приказы от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Указания) и от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден "Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Порядок). В приложении N 11 к Указаниям также Федеральное агентство лесного хозяйства названо главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджет Российской Федерации по коду бюджетной классификации, на который налоговым органом зачислены средства Общества, а пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам; при этом в платежных документах указывается дата и номер решения администратора о возврате поступления.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2005 N 02-05-03/2221 "Об администрировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" указано, что возврат платежей, относящихся к периоду исполнения функций администрирования (до 01.01.2005 исполнения функций начисления и контроля) по доходному источнику иным органом государственной власти, осуществляется вновь утвержденным в качестве администратора органом государственной власти.
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы поручил нижестоящим налоговым органам вывести сальдо расчетов плательщиков с бюджетом по платежам за пользование лесным фондом по состоянию на 1 января 2005 года и передавать данную информацию соответствующим администраторам доходов в случае их обращения в налоговые органы.
Поэтому именно Агентство на основании статьи 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" обязано возвратить Обществу ошибочно уплаченные в федеральный бюджет денежные средства.
Кроме того, в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 01.02.2005 N 21-3-05/8@ платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, с 01.01.2005 закреплены за Федеральным агентством лесного хозяйства, поэтому начиная с 01.01.2005 расчеты плательщиков по указанным платежам (в том числе за периоды прошлых лет, включая уточненные расчеты) представляются непосредственно в орган, администрирующий указанные платежи. Карточки лицевых счетов по указанным платежам подлежат закрытию в налоговых органах по состоянию на 01.01.2005. Содержащаяся в карточках информация не используется при формировании статистической отчетности Федеральной налоговой службы. Налоговым органам поручается вывести сальдо расчетов плательщиков с бюджетом по указанным платежам по состоянию на 01.01.2005 и передавать данную информацию (с указанием периодов, за которые в налоговом органе имеется информация о начисленных и поступивших суммах платежей по соответствующим плательщикам) соответствующим администраторам доходов в случае их обращения в налоговые органы.
Несогласованность действий государственных органов в области исполнения бюджетного законодательства не должна приводить к нарушению прав лиц, уплативших излишние денежные средства в бюджет.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал бездействие Агентства неправомерным и возложил обязанность возвратить 88 492 руб. 80 коп. излишне уплаченных платежей на расчетный счет Общества и зачесть 124 785 руб. 35 коп. излишне уплаченных платежей в счет будущих арендных платежей за пользование лесным фондом на Агентство как на государственный орган, который на день принятия судом решения был уполномочен в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" это делать.
Изложенный в судебном заседании кассационной инстанции представителем Агентства довод о необходимости применять при рассмотрении настоящего спора приказ Федеральной налоговой службы от 21.04.2006 N САЭ-3-11/247@ кассационная инстанция считает несостоятельным, поскольку данный приказ не был издан на момент оспариваемого бездействия.
В связи с тем, что Агентству при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с него в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2006 по делу N А56-60171/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства лесного хозяйства по Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Агентства лесного хозяйства по Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2007 г. N А56-60171/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника