Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2007 г. N А66-9915/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Морозовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.11.2006 по делу N А66-9915/2006 (судья Кожемятова Л.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "ТАСМО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области (далее - налоговая инспекция), выразившихся в отказе зачесть 160 000 руб. ошибочно уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, и обязать налоговую инспекцию осуществить такой зачет.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы утверждает об отсутствии у него полномочий на зачет страхователям ошибочно перечисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов, являясь индивидуально возмездными платежами, поэтому налоговые органы не вправе осуществлять зачет излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Открытое акционерное общество "ТАСМО" и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
Общество, исполняя обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в общей сумме 160 000 руб., сдало в банк платежное поручение от 27.07.2006 N 380 (л.д. 14). Поручение банком исполнено, деньги списаны и зачислены на счета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Однако впоследствии установлено, что при оформлении платежного поручения Обществом была допущена ошибка при указании кода бюджетной классификации. Страховые взносы, которые Общество обязано было уплатить, имеют код бюджетной классификации 18210202010061000160 ("Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии"). Фактически Общество в платежном поручении от 27.07.2006 N 380 указало иной код бюджетной классификации - 18210202030061000160 ("Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии"). Это привело к неисполнению Обществом обязанности по уплате страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую, часть трудовой пенсии.
После обнаружения допущенной ошибки, Общество в августе 2006 года направило в налоговую инспекцию заявление от 17.08.2006 N 02-371 (л.д. 13) о зачете 160 000 руб. ошибочно уплаченных страховых взносов с указанием кода бюджетной классификации 18210202030061000160 в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по коду 18210202010061000160. Налоговая инспекция в письме N 08/21 (л.д. 7) сообщила Обществу о том, что зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не может быть произведен налоговыми органами в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
Общество в сентябре 2006 года повторно обратилось в налоговый орган с заявлением от 07.09.2006 N 02-412 (л.д. 12) о зачете.
Копию заявления Общество также направило в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области.
В письмах от 14.09.2006 N 08-21/12049 и от 18.09.2006 N 16-13/09912 (л.д. 8 и 10-11) налоговая инспекция и Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области в зачете спорной суммы страховых взносов отказали, мотивировав отказ отсутствием в действующем законодательстве норм, регулирующих порядок проведения зачета (возврата) излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В связи с отказом налоговой инспекции произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ налоговой инспекции произвести зачет 160 000 руб. ошибочно уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены принятого судом решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 названного Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, и это не оспаривается налоговой инспекцией, что в июле 2006 года Общество при уплате 160 000 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, допустило ошибку при оформлении платежного поручения. Общество неправильно обозначило кодоформлении платежного поручения. Общество неправильно обозначило код бюджетной классификации, указав код, относящийся к страховым взносам вбюджетной классификации, указав код, относящийся к страховым взносам в виде фиксированного платежа, которые уплачивают индивидуальныевиде фиксированного платежа, которые уплачивают индивидуальные предприниматели, а также приравненные к ним лица и адвокаты.предприниматели, а также приравненные к ним лица и адвокаты.
Платежи поступили на счета территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, но обязанность по уплате конкретного вида страховых платежей Обществом не исполнена.
Попытки организации в досудебном порядке решить вопрос о зачете ошибочно перечисленной не по тому коду бюджетной классификации суммы результатов не дали. При этом государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удомельском районе Тверской области - выставило Обществу требование от 25.09.2006 N 648 (л.д. 5-6) об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции, отклоняя довод налоговой инспекции о том, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации наделены полномочиями по зачету (возврату) излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 названного Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.
При названных обстоятельствах довод налоговой инспекции о том, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне (ошибочных) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является ошибочным.
Аналогичная позиция высказана в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 NN 2776/06, 4240/06.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ налоговой инспекции зачесть спорную сумму ошибочно уплаченных Обществом страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии и возложил на инспекции осуществить такой зачет.
Правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции и отмены принятого судом по данному делу решения отсутствуют.
В связи с неуплатой налоговой инспекцией при подаче кассационной жалобы государственной пошлины, с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика, в частности, по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
На это обстоятельство обращено внимание судов в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.11.2006 по делу N А66-9915/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.13 Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страховщик - территориальные органы ПФ РФ - имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае поступления неидентифицированных платежей.
Налоговый орган отказал организации в зачете ошибочно перечисленных плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сославшись на отсутствие полномочий.
Суд признал действия налогового органа неправомерными.
Согласно п.18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В "Перечне администраторов поступлений в бюджеты РФ" (приложение N 11.1 к закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ", в редакции Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) указано, что администратором поступлений в бюджеты РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является ФНС РФ.
Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена именно на налоговые органы.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции обязал налоговый орган осуществить зачет.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2007 г. N А66-9915/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника