Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2007 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 апреля 2007 г. N А56-27830/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Зубаревой Н.А., Подвального И.О.,
рассмотрев 03.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2006 (судья Алешкевич О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2007 (судьи Старовойтова О.Р., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-27830/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - Таможня) от 20.04.2006 по делу N 10206000-267/2006 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 14.06.2006 дело направлено по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2007 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка
Решением суда первой инстанции от 13.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.12.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества имеется состав вменяемого правонарушения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что 18.02.2006 на таможенный пост ЖДПП Лужайка Выборгской таможни прибыл грузовой поезд N 2007, следующий из Российской Федерации в Финляндию, в составе которого находился вагон N 54209192.
Общество, являющееся агентом по передаче груза, предъявило для таможенного контроля товаросопроводительные документы, согласно которым в вагоне N 54209192 перемещался товар - баланс еловый весом 30000 кг.
В ходе мероприятий таможенного контроля в месте убытия выявлено, что фактический вес товара превышает вес, указанный в железнодорожной накладной, на 12676 кг.
Сообщение недостоверных сведений о весе товара при убытии с таможенной территории Российской Федерации послужило основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Постановлением Таможни от 20.04.2006 по административному делу N 10206000-267/2006 на перевозчика наложен административный штраф в размере 60 000 руб. (600 МРОТ).
Общество оспорило постановление таможенного органа в судебном порядке.
Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно удовлетворили заявление с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 120 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) до убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров.
Согласно статье 76 ТК РФ при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: наименование и адрес отправителя и получателя товаров; наименование станции отправления и станции назначения товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товара; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах); идентификационные номера контейнеров (пункт 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу следующих документов: железнодорожной накладной: имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (пункт 2).
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории товаров и (или) транспортных средств путем представления недействительных документов влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционным судом установлено, что погрузка товара осуществлялась в открытый подвижной состав навалом. Состав принят перевозчиком на таможенной территории Российской Федерации и в том же состоянии доставлен в место убытия с таможенной территории Российской Федерации. При убытии Общество сообщило таможенному органу все необходимые сведения путем представления железнодорожной накладной.
Согласно статье 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
В силу статьи 3 указанного закона федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 23.2 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом от 18.06.2003 N 28 Министерства путей сообщения Российской Федерации, прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа (за исключением контейнеров) производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований Технических условий размещения и крепления грузов.
Названные Правила применяются в отношении приема грузов к перевозке в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Из приведенных норм видно, что перевозчик вправе, но не обязан контролировать правильность указанных грузоотправителем сведений. Не установлена такая обязанность и нормами таможенного законодательства.
Поскольку груз перевозился в открытом подвижном составе, в его погрузке Общество не участвовало, взвешивание лесоматериалов перевозчиком не производилось, то у него отсутствовала реальная возможность проверить достоверность сведений, указанных грузоотправителем в товаросопроводительных документах. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Таможня не представила. Следовательно, в действиях заявителя отсутствует субъективная сторона административного правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2007 по делу N А56-27830/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2007 г. N А56-27830/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2007 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка