Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 апреля 2007 г. N А56-9174/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Малышевой Н.Н., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ОСТ" Сабельниковой М.М. (доверенность от 02.10.2006 N 7) и Карапетяна Г.Г. (доверенность от 15.03.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области Шадриной Т.Р. (доверенность от 09.01.2007 N 04-04/66),
рассмотрев 04.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2006 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2006 (судьи Масенкова И.В., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А56-9174/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОСТ" (далее - ООО "ОСТ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области (далее - инспекция) от 18.11.2005 N 12-09/28591 и обязании инспекции возместить обществу путем возврата на его расчетный счет 4 805 085 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2005 года.
Решением суда от 29.05.2006 требования ООО "ОСТ" удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 20.11.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. При этом податель жалобы указывает на то, что судами не учтено участие общества в схеме, созданной для незаконного возмещения НДС из бюджета. В обоснование доводов жалобы инспекция перечисляет следующие обстоятельства: ООО "ОСТ" оплатило приобретенный феррованадий за счет заемных денежных средств; в ходе встречной проверки общества с ограниченной ответственностью "Лика" (далее - ООО "Лика") его генеральный директор пояснил, что не приобретал феррованадий у общества; у ООО "ОСТ" отсутствуют складские помещения и транспортные средства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители ООО "ОСТ" просили отказать в ее удовлетворении
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации общества по НДС за июнь 2005 года, в которой налогоплательщик заявил 4 805 085 руб. налога к вычету.
По результатам проверки инспекция составила акт от 27.10.2005 N 879 и с учетом возражений общества приняла решение от 18.11.2005 N 12-09/28591 о доначислении ООО "ОСТ" НДС в сумме заявленных налоговых вычетов.
Основанием для принятия такого решения послужило то, что общество не понесло реальных затрат на уплату НДС поставщику, так как уплатило налог за счет заемных денежных средств; за проверяемый налоговый период у ООО "ОСТ" отсутствует НДС к уплате, что лишает его права на применение налоговых вычетов; у общества растет кредиторская задолженность; среднесписочная численность общества 2 человека; получение денежных средств и их расходование производится налогоплательщиком в течение одного дня; общество не осуществляет деятельность по своему юридическому адресу.
ООО "ОСТ", считая решение инспекции от 18.11.2005 N 12-09/28591 незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Суды удовлетворили требования общества, признав, что оно выполнило требования Налоговой кодекса Российской Федерации для применения налоговых вычетов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, судами установлено и в оспариваемом решении инспекции отражено, что по договору от 17.06,2005 N 7 общество приобрело у ООО "Лика" феррованадий на общую сумму 31 500 000 руб.
Оплату товара ООО "ОСТ" произвело за счет денежных средств, полученных по договору займа от 23.06.2005 N 43/1 с обществом с ограниченной ответственностью "ОПТИМА",
Приобретенный товар принят обществом на учет.
В силу пункта 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что момент предъявления сумм НДС, уплаченных поставщикам, к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг) на основании первичных документов, в том числе счетов-фактур, их фактической оплатой (включая сумму налога), а также с целью приобретения этих товаров (работ, услуг). Реализация товаров (работ, услуг) в том же налоговом периоде не является в силу указанных выше норм условием применения налоговых вычетов.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 166 НК РФ, общая сумма налога исчисляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода. Названное положение согласуется с пунктом 1 статьи 54 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ по итогам каждого налогового периода налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларацию по НДС.
Следовательно, плательщик НДС обязан исчислить общую сумму налога и определить размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода независимо от наличия или отсутствия в этом периоде реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика в конкретном налоговом периоде операций по реализации товаров, облагаемых этим налогом и обществом соблюдены требования Налогового кодекса Российской Федерации для применения налоговых вычетов.
Судами установлено, что в подтверждение обоснованности налоговых вычетов общество представило в инспекцию полный пакет надлежащим образом оформленных документов.
В пункте 1 постановления Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, в том числе получения налогового вычета, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
При этом согласно пункту 9 названного постановления Пленума обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.).
По настоящему делу инспекция не ссылается на недостаточность недостоверность или противоречивость представленных ООО "ОСТ" документов.
Использование обществом заемных денежных средств для оплаты товара и уплаты НДС не является самостоятельным основанием для отказа ему в применении налоговых вычетов.
В пункте 1 статьи 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) указано, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
В деле имеется письмо ООО "ОСТ", полученное инспекцией 20.07.2005, в котором общество просит перечислить сумму налоговых вычетов на его расчетный счет (том 1 лист 127).
Таким образом, все условия, необходимые в силу статей 171, 172 и 176 НК РФ для предъявления суммы НДС к вычету и возмещению его из федерального бюджета, заявителем соблюдены.
Ссылка инспекции на то, что в ходе встречной проверки генеральный директор ООО "Лика" не подтвердил факт приобретения у общества феррованадия, является несостоятельной, поскольку из материалов дела следует и в оспариваемом решении инспекции отражено, что ООО "Лика" являлось не покупателем указанного товара, а поставщиком общества.
Поскольку инспекцией не ставятся под сомнение факты приобретения обществом товаров на территории Российской Федерации с целью перепродажи на внутреннем рынке, уплаты обществом НДС в сумме заявленных налоговых вычетов и принятия товаров на учет, иные обстоятельства, перечисленные налоговым органом в оспариваемом решении и в кассационной жалобе, сами по себе не могут свидетельствовать о необоснованности заявленных ООО "ОСТ" налоговых вычетов.
Кроме того, апелляционный суд обоснованно указал на то, что инспекция неправомерно доначислила обществу НДС в сумме заявленных налоговых вычетов.
Отказ налогоплательщику в применении налоговых вычетов не может повлечь доначисление ему НДС в размере таких вычетов, поскольку такое доначисление противоречит положениям статьи 173 НК РФ, так как в случае непризнания налоговым органом данных вычетов их сумма должна равняться нулю, а соответственно, к уплате в бюджет может быть начислена только та сумма налога, которая исчислена налогоплательщиком по операциям реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения.
По настоящему делу в проверяемом периоде у общества отсутствовали операции, облагаемые НДС, и налог к уплате обществом не начислялся.
Следовательно, признание налоговым органом налоговых вычетов неправомерными не могло служить основанием для доначисления ООО "ОСТ" налога к уплате.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования общества.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2006 по делу N А56-9174/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области в доход федерального бюджета 1 000 руб государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2007 г. N А56-9174/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника