Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 апреля 2007 г. N А21-40/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВГИ-АВТО" Гусаровой Л.В. (доверенность от 17.05.2006),
рассмотрев 09.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВГИ-АВТО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.04.2006 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2006 (судьи Борисова Г.В., Масенкова И.В., Шульга Л.А.) по делу N А21-40/2006,
установил:
Астраханская таможня (далее - таможня) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ВГИ-АВТО" (далее - общество) 677 536 руб. 98 коп. таможенных платежей, в том числе 429 506 руб. 48 коп. таможенной пошлины, 187 595 руб. 63 коп. налога на добавленную стоимость и 60 434 руб. 87 коп. пеней. В заявлении таможенный орган просит суд взыскать пени на день вынесения решения.
Решением суда от 24.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.10.2006, заявление удовлетворено в полном объеме. Суд взыскал с общества 707 754 руб. 41 коп. таможенных платежей и пеней (пени в размере 90 652 руб. 30 коп.).
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права - положений статей 327, 438 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статей 65, 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению общества, в данном случае вывезенный из свободной экономической зоны товар не находился в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления". Таможенное оформление данного товара для выпуска в режиме "реэкспорт" произведено заявителем согласно требованиями законодательства. Отказ суда апелляционной инстанции в приобщении к материалам дела соответствующей грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) является незаконным. Общество также считает удовлетворенные судом требования таможенного органа необоснованными по размеру, полагая, что в данном случае подлежат применению ставки таможенных пошлин, действовавшие на момент помещения товара под режим свободной таможенной зоны.
В отзыве на жалобу таможня просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в 2002 году общество приобрело в Германии и ввезло на таможенную территорию Российской Федерации (Калининградская область) товар - седельный тягач марки "Мерседес Бенц 1840 LS". Товар оформлен в Калининградской таможне по ГТД N 10205030/071002/0032219 в таможенном режиме свободной таможенной зоны (ИМ 71) с освобождением от уплаты таможенных платежей. Обществу выдан паспорт транспортного средства (ПТС) 39 ТВ 304638 с отметкой "эксплуатация на остальной территории Российской Федерации и территории таможенного союза без разрешения таможенного органа запрещена", то есть эксплуатация транспортного средства была разрешена только на территории Калининградской области и за пределами Российской Федерации. Таким образом, товар выпущен с условием ввоза его на остальную часть таможенной территории Российской Федерации по факту уплаты таможенных платежей.
В 2004 году автомобиль снят заявителем с регистрационного учета, вывезен на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и отчужден иностранному гражданину Абдулу Рахиму Залмаю по договору купли-продажи от 04.05.2005 N 913 без декларирования и уплаты таможенных платежей. Указанный автомобиль 08.05.2005 помещен в зону таможенного контроля Астраханского морского порта для вывоза с таможенной территории Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили таможне основанием для привлечения общества к административной ответственности за недекларирование товара, подлежащего декларированию (часть 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Постановлением таможни от 29.06.2005 по делу об административном правонарушении N 10311000-102/2005 заявитель привлечен к административной ответственности в виде 174 000 руб. штрафа.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2006 по делу N А21-9889/2005 постановление таможенного органа от 29.06.2005 признано законным. Суд установил наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Таможня направила обществу требование от 07.11.2005 N 254 об уплате 617 102 руб. 11 коп. таможенных платежей и 49 203 руб. 61 коп. пеней (лист дела 8). Поскольку данное требование не исполнено обществом в добровольном порядке, таможня обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что при принятии обжалуемых решения и постановления суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
В соответствии с положениями статей 75 и 83 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года (в редакции, действовавшей на момент ввоза товара в Калининградскую область) свободная таможенная зона - это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики. При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.
Как установлено пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" товары, ввозимые из других стран в особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в особой экономической зоне и считающиеся произведенными в особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности).
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт вывоза обществом автомобиля, помещенного под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории Российской Федерации без таможенного оформления (декларирования) и уплаты таможенных платежей установлен Арбитражным судом Калининградской области по делу N А21-9889/2005. Таким образом, требование таможенного органа об уплате таможенных платежей и пеней в связи с вывозом данного автомобиля с территории Калининградской области является законным и обоснованным (статьи 319, 348, 349 ТК РФ).
Довод подателя жалобы о неправильном исчислении таможней размера подлежащих уплате таможенных платежей подлежит отклонению.
В силу пунктов 5.1 и 5.2 Временного порядка ввоза товаров на территорию Калининградской области и вывоза товаров с территории Калининградской области (Приложение к распоряжению Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 17.08.1998 N 01-14/893; зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.10.1998 за N 1634, далее - Порядок) при ввозе с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации товары подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и с учетом положений раздела V Порядка.
При ввозе товары, ранее ввезенные на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны и оставшиеся в неизменном состоянии (кроме изменений, обусловленных естественным износом либо убылью), а также товары, подвергшиеся переработке на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, но не являющиеся происходящими с территории Особой экономической зоны в Калининградской области до их помещения под таможенный режим транзита, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с порядком, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации для товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения.
При этом применяются ставки таможенных пошлин и налогов, а также курс иностранных валют, действующие на день принятия таможенной декларации.
Таможенная стоимость товаров, ранее ввезенных на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны и оставшихся в неизменном состоянии (кроме изменений, обусловленных естественным износом либо убылью), а также товаров, подвергшихся переработке на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, но не считающихся произведенными в Особой экономической зоне в Калининградской области, определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" с учетом их таможенной стоимости, определяемой на момент их ввоза на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области.
Согласно пункту 1 статьи 327 ТК РФ в отношении товаров., ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований и условий, установленных настоящим Кодексом, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно - на день обнаружения таможенными органами таких товаров.
В соответствии с частью 19 статьи 37 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон) при выпуске для свободного обращения на остальную часть таможенной территории Российской Федерации помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, если товары подверглись не запрещенным в особой экономической зоне операциям, их отходов или остатков) или отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации взимаются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.
При этом для целей исчисления таможенных пошлин, уплачиваемых в соответствии с частью 19 статьи 37 Закона, таможенная стоимость и количество иностранных товаров, в том числе подвергшихся не запрещенным в особой экономической зоне операциям, определяются на день их помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны без учета стоимости и количества, добавленных при совершении незапрещенных операций, в том числе без учета стоимости и количества российских товаров, а для целей исчисления налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых в соответствии с частью 19 данной статьи - на день принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны (части 23 и 24 статьи 37 Закона).
Представленный таможней расчет таможенных платежей и пеней выполнен в соответствии с приведенными требованиями нормативных правовых актов. Взыскание судом пеней на день вынесения решения судом первой инстанции не противоречит положениям статьи 349 ТК РФ и главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отказал обществу в приобщении к делу копии ГТД N 10205010/250906/003489, поскольку содержащаяся в ней информация не имеет отношения к рассматриваемому делу (статья 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Процессуальных оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
При обращении в суд кассационной инстанции общество уплатило государственную пошлину в размере 7 000 руб. (платежное поручение от 29.11.2006 N 555, лист дела 134).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2006 по делу N А21-40/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВГИ-АВТО" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВГИ-АЗТО" из федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины, ошибочно уплаченной за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2007 г. N А21-40/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника